Производство авиационного бензина в России

Помимо авиации «большой», летающей на авиационном керосине, существует ещё и «авиация малая», поршневые двигатели которой нуждаются в специализированном авиационном бензине. C его доступностью и в советские времена были определённые проблемы, а потом ситуация ещё более усугубилась.

Непростая судьба авиационных бензинов в России

К началу века в стране оставалось лишь три достаточно крупных НПЗ, занимавшихся его изготовлением — однако уже к середине двухтысячных производство бензина для самолётов на них было прекращено. Связано это со спецификой условий применения любого авиабензина.

Чем бензин авиационный отличается от автомобильного?

А отличается он прежде всего фракционным/химическим составом, что проще всего проиллюстрировать таким примером: если для бензина автомобильного максимальная температура для фракции высококипящих компонент составляет примерно 210°С, то для отечественных авиационных бензинов конец кипения задаётся не выше 180°С (у импортного авиабензина 100LL это вообще 170°С). Причина здесь проста: поршневой авиадвигатель работает в среде с пониженным окружающим давлением воздуха, поэтому для создания качественной топливовоздушной смеси его испаряемость должна быть существенно выше.

Кроме того, бензин для самолетов имеет и другую малоприятную особенность — он в обязательном порядке содержит ТЭС (тетраэтилсвинец). Вызвано это тем, что авиадвигатель (и, в частности, его клапаны) работают в очень жёстких условиях, из-за чего необходима дополнительная высокотемпературная антифрикционная смазка, роль которой и выполняет ТЭС (равно как и частично выделяющийся из него элементарный свинец). И наши, и зарубежные попытки полностью исключить из авиабензинов соединения свинца к успеху не привели: например, за рубежом в качестве паллиативного решения был стандартизован авиабензин 100LL (Low Lead - т.е. с низким содержанием свинца), в котором общее содержание ТЭС составляет порядка 1.2-2 грамма на американский галлон.

Чего ждать от отечественной промышленности?

Пока крупные предприятия отечественной нефтеперерабатывающей отрасли неспешно решают, стоит или нет им затевать крупнотоннажное производство отечественного авиабензина, существующий поршневой авиапарк закрывает свою насущную потребность в топливе либо импортом, либо малотоннажной продукцией частных предприятий с «космическим» по меркам автолюбителя ценником, ибо мелкосерийное производство априори дешёвым не бывает. И судя по всему, в ближайшем обозримом будущем такое положение вещей едва ли кардинально изменится — поскольку никаких актуальных предпосылок к этому на отечественном рынке не наблюдается.

Оставить свой комментарий

Посетите имеющиеся в социальных сетях наши страницы!

ВКонтакте.      Google Plus.      Twitter.      RSS.
Вверх
© 2017    При копировании данных обозначение ссылки на top-speed-cars.ru обязательно