Alfa Romeo Bertone BAT 5 1953 дизайн Bertone – характеристики модели

Meloman-rus59 › Блог › Bertone Alfa-Romeo BAT

Изначально моя запись планировалась про один автомобиль, про который я упомяну в конце записи, и запись эта должна была называться “Супер автомобиль…” но так случилось, что все переросло в процессе в большую историю про автомобили серии B.A.T. от Bertone и Alfa-Romeo.

В начале пятидесятых годов у инженеров Альфа-Ромео стало созревать много проектов спортивных автомобилей. Чтобы дать им ход, необходимо было разработать такой дизайн кузова, элементы которого имели бы минимальное аэродинамическое сопротивление. В то время большинство автопроизводителей отводили аэродинамическим характеристикам автомобиля второстепенную роль, например на гоночных автомобилях еще даже не устанавливали антикрылья. В Альфа-Ромео решили всерьез взяться за эту проблему, и поручили главе автоателье Bertone — Джузеппе “Нуччио” Бертоне создать три автопрототипа для глубокого изучения эффектов аэродинамики на кузовах. В результате сотрудничества, с 1953 по 1955 годы на шасси Alfa Romeo 1900 было создано три великолепных экземпляра, которые назвали BAT — “Berlinetta Aerodinamica Tecnica”. Все три автомобиля разработал дизайнер Франко Скагльоне (Franco Scaglione).

Bertone Alfa-Romeo BAT 5 (1953)

Первым концептом для Альфа-Ромео стал Бертоне BAT 5. Дизайн его был разработан исходя из авиационных наработок в аэродинамике — формы были максимально сглажены, чтобы уменьшить сопротивление на больших (более 120км/ч) скоростях, передние и задние колесные арки были закрыты, чтобы избежать потерь при повороте колес, а в задней части были сделаны подобия “крыльев”, которые помогали уменьшить завихрения воздуха.

Как оказалось на практике, подобные чисто кузовные решения помогли этому автомобилю достигать скорости до 200км/ч при стандартной мощности двигателя, ставившегося на него, в 100л.с. Конечно, это достигалось не только за счет аэродинамики. Машину пришлось сделать очень легкой — 1100кг, также пришлось наклонить боковые стекла на 45 градусов по отношению к дверям.

Нужно ли говорить, что цель, поставленная Альфа-Ромео перед Бертоне, была достигнута — автомобиль не только отлично разрешил большинство аэродинамических вопросов, стоявших перед инженерами, но и проявил отличную динамичность и устойчивость на скоростях более 150км/ч. Более того, был достигнут недостижимый ранее на автомобилях коэффициент аэродинамического сопротивления — 0,23. На Туринском автошоу в 1953 году он произвел фурор одним своим видом, и особенно решением задней части — стеклом, разделяющимся посередине стойкой и крыльями, грациозно загнутыми к стеклам.

Bertone Alfa-Romeo BAT 7 (1954)

Через год, в 1954, там же, на Туринском автосалоне была представлена вторая модель серии — BAT 7. По своей сути, она была прямым продолжением BAT 5, доводя достигнутые на первой модели результаты до идеала.

BAT 5, 7, 9 и 11 от Альфа-Ромео и Бертоне – задолго до Бэтмобиля

В начале пятидесятых годов у инженеров Альфа-Ромео стало созревать много проектов спортивных автомобилей. Чтобы дать им ход, необходимо было разработать такой дизайн кузова, элементы которого имели бы минимальное аэродинамическое сопротивление. В то время большинство автопроизводителей отводили аэродинамическим характеристикам автомобиля второстепенную роль, например на гоночных автомобилях еще даже не устанавливали антикрылья. В Альфа-Ромео решили всерьез взяться за эту проблему, и поручили главе автоателье Bertone – Джузеппе “Нуччио” Бертоне создать три автопрототипа для глубокого изучения эффектов аэродинамики на кузовах. В результате сотрудничества, с 1953 по 1955 годы на шасси Alfa Romeo 1900 было создано три великолепных экземпляра, которые назвали BAT – “Berlinetta Aerodinamica Tecnica”. Все три автомобиля разработал дизайнер Франко Скагльоне (Franco Scaglione).

Каждый год, начиная с 1953, на автошоу в Турине выставляли новый концепт – BAT 5, 7 и 9.

Bertone Alfa-Romeo BAT 5 (1953)

Первым концептом для Альфа-Ромео стал Бертоне BAT 5. Дизайн его был разработан исходя из авиационных наработок в аэродинамике – формы были максимально сглажены, чтобы уменьшить сопротивление на больших (более 120км/ч) скоростях, передние и задние колесные арки были закрыты, чтобы избежать потерь при повороте колес, а в задней части были сделаны подобия “крыльев”, которые помогали уменьшить завихрения воздуха.

Bertone Alfa-Romeo BAT 5

Как оказалось на практике, подобные чисто кузовные решения помогли этому автомобилю достигать скорости до 200км/ч при стандартной мощности двигателя, ставившегося на него, в 100л.с. Конечно, это достигалось не только засчет аэродинамики. Машину пришлось сделать очень легкой – 1100кг, также пришлось наклонить боковые стекла на 45 градусов по отношению к дверям.
Нужно ли говорить, что цель, поставленная Альфа-Ромео перед Бертоне, была достигнута – автомобиль не только отлично разрешил большинство аэродинамических вопросов, стоявших перед инженерами, но и проявил отличную динамичность и устойчивость на скоростях более 150км/ч. Более того, был достигнут недостижимый ранее на автомобилях коэффициент аэродинамического сопротивления – 0,23. На Туринском автошоу в 1953 году он произвел фурор одним своим видом, и особенно решением задней части – стеклом, разделяющимся посередине стойкой и крыльями, грациозно загнутыми к стеклам.

Bertone Alfa-Romeo BAT 7 (1954)

Через год, в 1954, там же, на Туринском автосалоне была представлена вторая модель серии – BAT 7. По своей сути, она была прямым продолжением BAT 5, доводя достигнутые на первой модели результаты до идеала.

Bertone Alfa-Romeo BAT 7

В этой модели основное внимание в Бертоне уделили именно аэродинамическому поведению крыла. На практике это вылилось в увеличение площади “крыльевых отливов” с обоих сторон задней части кузова BAT 7. Передняя часть была еще больше занижена по сравнению с первой моделью, а выступы, где у обычных автомобилей располагались бы фары, были еще более выдвинуты вперед, напоминаяя самолетные носы. Благодаря всем этим дополнениям, удалось достигнуть коэффициента аэродинамического сопротивления в 0,19.
Интересно, что в том же 1954-м году в Турине выставил свой аэродинамический прототип и Fiat – это был Fiat Turbina. На нем был установлен газотурбинный двигатель мощностью 300л.с., и именно он установил рекорд коэффициента – 0,14. Однако, по дизайну зрителям больше понравился BAT 7, а не Turbina, к тому же, этот концепт Фиату пришлось забросить, т.к. газотурбинный двигатель расходовал огромное количество топлива и быстро перегревался на больших оборотах.

Fiat Turbina (1954)

Bertone Alfa-Romeo BAT 9 (1955)

Казалось бы, все инженерные задачи были решены и технические вопросы сняты. Однако, оставались дизайнерские решения. Необходимо было приблизить дизайн аэропрототипов к существующему дизайну Альфа-Ромео. И в Бертоне это успешно осуществили, выпустив в 1955 году концепт BAT 9.

Bertone Alfa-Romeo BAT 9

Немного в ущерб аэродинамике, в дизайне задней части почти самолетные крылья, изгибающиеся друг к другу, были заменены на два почти прямых металлических небольших крылышка, сильно напоминающих заднюю часть американских автомобилей тех и более поздних времен. В Бертоне решили сделать концепт в авторитетном дизайне Альфа-Ромео, отказавшись от творческих крайностей двух предыдущих моделей.

Bertone BAT 5, 7, 9 в Top Gear

Bertone Alfa-Romeo BAT 11 (2008)

В 2008 году, в Женеве на частном показе представили еще один прототип от Бертоне – BAT 11. Он был создан Alfa Romeo и Bertone на основе спорткупе Alfa Romeo 8C Competizione. В дизайне угадываются осовремененные характерные черты всех трех прототипов BAT – 5, 7 и 9. Его решили не показывать на официальном автошоу в Женеве, потому что он был сделан по спецзаказу частного энтузиаста Gary Kaberle, который позже выставил его на Meadow Brook Concours d’Elegance в США. Жена Gary Kaberle и дизайнер BAT 5, 7 и 9 Franco Scaglione скончались от рака, и на одном из автошоу в Детройте показ BAT 11 был приурочен именно к этим трагичным событиям. Кроме того, в отличие от трех моделей пятидесятых годов, BAT 11 является по сути макетом кузова с настоящим интерьером, шасси и дверями.

Bertone Alfa Romeo BAT 5, 7, 9 и 11 — концепт-кары с потрясающей аэродинамикой

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Итальянские концепт-кары Alfa Romeo BAT возникли в результате совместного проекта между Alfa Romeo и итальянским дизайнерским домом Бертоне, начавшимся в 1953 году. Alfa Romeo связалась с главой дизайнерского дома Джузеппе Бертоне или как его называли «Нуччио» и заказала три концепт-кара для обширного исследования воздействия лобового сопротивления на транспортное средство. Идея заключалась в создании автомобилей с минимально возможным коэффициентом лобового сопротивления. Автомобили, названные BAT (Berlinetta Aerodinamica Tecnica или «Автомобили с улучшенной аэродинамикой»), были построены небезызвестным дизайнером Франко Скаглионе на шасси от Alfa Romeo 1900.

Каждый год в период между 1953 и 1955 на Туринском автосалоне Alfa Romeo и Бертоне выставляли концепты BAT 5, 7 и 9. Автомобили преуспели в достижении заданной цели, достигнув коэффициента лобового сопротивления 0,19, что является успехом даже по современным меркам. Для каждой из машин Alfa Romeo предоставила пятиступенчатую коробку передач и мощный двигатель DOHC с четырьмя цилиндрами, который производил более 90 лошадиных сил, вполне достаточные, чтобы разгонять автомобиль до максимальной скорости 201 км/час.

BAT 5

Первым из серии концепт-каров BAT предстал BAT 5, впервые выставленный на автосалоне Турина в 1953 году. Основу дизайна этой модели с боковыми окнами под углом 45 градусов относительно корпуса автомобиля и большим ветровым стеклом, которые прекрасно вписывались в почти плоскую крышу, составляли аэродинамические закономерности. Форма передка стремилась устранить проблему разрыва и распределения воздушного потока на высоких скоростях. Компоновка также ставила своей целью покончить с любым дополнительным сопротивлением, создаваемым поворотом колёс, так же как обеспечить структуру, позволяющую создавать как можно меньше воздушных завихрений. Самой удивительной частью автомобиля обозначался хвост вдоль заднего ветрового стекла, разделённого тонкой стойкой кузова, и два плавника, сужающиеся вверх и немного внутрь, для очень эстетичной отделки. Бертоне решил проблему аэродинамической стабильности, создав автомобиль с отличным индексом проникновения Cd, равным 0.23.

BAT 7

BAT 7, второй по счёту BAT, был продемонстрирован годом спустя на Туринском автосалоне 1954. В нём прослеживались стилевые, слегка доработанные особенности, полученные по наследству от предыдущей модели. Передок автомобиля, окрашенного в бледно-синий металлик, был ниже, чем у BAT 5, выпуклый спинной плавник бежал вниз с крыши к разделённым пополам сопряженным изогнутым задним стёклам кузова. Это стекло практически заслонялось от света высокими, внутрь изгибающимися прорезанными плавниками. Скрытые фары и аккуратная обтекаемость вокруг 16-дюймовых спицевых колёс позволяли BAT 7 достигать невероятно низкого значения Cd в 0.19, которого до сих пор не достигал ни один серийный автомобиль.

BAT 9

BAT 9 является третьим и заключительным BAT автомобилем, изготовленным и показанным на автосалоне в Турине в 1955 году. По сравнению с другими летучими мышами, он больше походит на современные модели Alfa Romeo и, по мнению большинства экспертов, считается самым красивым из них, хотя есть и такие, кто несогласен. BAT 9 положил конец броским линиям крыльев предыдущих моделей, утверждая более чистые, мягкие линии. Хвостовые плавники, которые в моделях 5 и 7 имели вид настоящего крыла, были укорочены до двух небольших металлических пластин, так же как на серийных американских и некоторых европейских автомобилях того времени. Бертоне преобразовал весьма креативное художественное оформление предшествующих моделей BAT в реалистичный дизайн, отбросив крайности других конструкций.

У этих трёх моделей, разработанных Франко Скаглионе, были очень продвинутые возможности для своего времени. Они представляют собой три важных момента в автомобильной истории и после многих испытаний и невзгод стали собственностью страстного коллекционера из Лас-Вегаса. Сегодня они считаются одной из самых ценных коллекций в мире.

BAT 11 — ПОТОМОК ЗНАМЕНИТОГО ТРИО

Спустя более чем 50 лет появилась последняя модель серии BAT — BAT 11dk, дебютировавшая в Женеве во время автосалона 2008, хотя и не на самом шоу. Он был построен по заказу страстного энтузиаста Гари Каберле из Мичигана, представившего начальные эскизы Бертоне для осуществления своей мечты — современной интерпретации ВАТ 9, который когда-то принадлежал ему. Каберле владел своим BAT 9 в течение почти 30 лет, прежде чем был вынужден продать его, чтобы профинансировать лечение своей жены Деб, страдающей раком. Аббревиатура dk в названии автомобиля означала инициалы её имени. Дизайнер оригинальных BAT также заболел той же болезнью, «поэтому мы делаем нечто особенное, посвящая машину жене и семье Скаглионе», заявил Каберле на Детройтском автосалоне в 2009 году.

С габаритами 4.9 × 1.9 × 1.2 метра BAT 11, водружённый на шасси Maserati GT, завоевал репутацию спорткара нового тысячелетия. С двигателем V8 от Maserati он возвышался на 21-дюймовых спицевых колёсах, замедляемых тормозами Brembo и обутых шинами Pirelli. Масштабная модель прототипа была точно настроена на основе аэродинамических испытаний, проведенных на кафедре аэронавтики и космической техники в Политехническом институте Турина.

Автомобиль имеет некоторые конструктивные сигналы от оригиналов, такие как конические плавники, обтекаемая форма и закрытые колёсные арки. Наиболее известные из них это огромные изогнутые задние крылья из BAT 7. Подобно трём концепт-карам, он также имеет округлую оранжерею, отличные пропорции и намёкает на стиль арт-деко с элементами футуризма. Одну из наиболее уникальных особенностей составляют подвижные крылья, создающие клиренс для передних управляемых колёс. В задней части имеется подвешенный спойлер, бегущий в длину со специальной распорной системой.

Бока автомобиля очень просты, почти примитивные и привлекают внимание к двум особенностям, подчёркивающим спортивный характер автомобиля: низкие окна в сочетании с завышенной талией и теплопоглощающие плёнки, оптимизирующие охлаждение тормозов. Двери открываются в направлении вперёд и немного вверх, открывая доступ к двухместной кабине, отделанной просто и элегантно в унисон с концептом BAT. Приборная панель выполнена из дерева и изогнута в нижней части с водительской стороны.

При взгляде спереди модель чётко напоминает Alfa Romeo — длинный капот, очень гладкий в верхней части, спускается к резкому покатому передку, напоминающую модель, разработанную Бертоне для Alfa Montreal. В центре типичный трёхгранный щиток с круглой фирменной эмблемой на вершине капота, от которого тянутся 3 горизонтальные линии — отличительный «триптих» оформления передка Альфа Ромео с воздухозаборниками, вмещающими систему светодиодного освещения компании OSRAM.

К сожалению, BAT 11dk является всего лишь неработающим макетом с действующими дверями, интерьером и трансмиссией. Гари Каберле всё ещё надеется найти кого-то с парой миллионов долларов для задействования конструкции.

BAT 5,7,9 ,11 от Bertone и Alfa-Romeo

В начале пятидесятых годов у инженеров Альфа-Ромео стало созревать много проектов спортивных автомобилей. Необходимо было разработать такой дизайн кузова, элементы которого имели бы минимальное аэродинамическое сопротивление. В то время большинство автопроизводителей отводили аэродинамическим характеристикам автомобиля второстепенную роль, например на гоночных автомобилях еще даже не устанавливали антикрылья. В Альфа-Ромео решили всерьез взяться за эту проблему, и поручили главе автоателье Bertone — Джузеппе «Нуччио» Бертоне занялась изучением влияния воздушных потоков на поведение движущегося автомобиля. В процессе этих исследований инженеры Bertone спроектировали три автомобиля, построенных на агрегатах Alfa Romeo 1900 Sprint и получивших названия в виде аббревиатуры BAT — «Berlinetta Aerodinamica Tecnica».

С 1953 года ежегодно не автошоу в Турине Альфа-Ромео представляла новый концепт, так до 1955 года были продемонстрированный три модели — BAT 5, 7 и 9. Автомобили стали довольно успешны в достижении своей первоначальной цели. Лучший коэффициент сопротивления кузова равнялся 0,19, стоит отметить, что достижение также сохраняется по сегодняшним стандартам. Для всех данных концепт-каров Alfa Romeo разработала 5-ступенчатую коробку передач и мощный четырёхцилиндровый двигатель. Всё это выдавало мощность в 90 л.с. (67 кВт). Этого было достаточно для достижения максимальной скорости в 125 миль/ч (201 км/ч).

Bertone Alfa-Romeo BAT 5 1953 год.



BAT 5 стал первым проектом из серии BAT под эгидой Bertone Alfa Romeo. Впервая модель была показана на Туринском автосалоне в 1953 году. Необычная форма переда автомобиля появилась благодаря стремлению к распределению и сопротивлению воздушному потоку на высоких скоростях. Дизайн автомобиля также стремился к уменьшению любого сопротивления кузова, включая колёса, а также созданию такого кузова, с целью уменьшения завихрения воздуха. На практике данные строгие критерии могли бы позволить автомобилю разгоняться до 200 км/ч (100 миль/ч) при стандартном двигателе в 100 л.с. (75 кВт). В результате данный дизайн от Bertone привёл к созданию легкой модели весом 1,100 кг с рационализированным кузовом, где боковые стёкла стояли под углом в 45 градусов к кузову, а лобовое стекло сочетается почти с плоской крышей. Одной из удивительной чертой автомобиля стал хвост, где заднее стекло плавно переходит в заднюю часть автомобиля, на котором образуются два тонких плавника выходящих из кузова для завершения восприятия дизайна автомобиля. Модель сразу стала непосредственным хитом по своей аэродинамике и устойчивости на высоких скоростях. Bertone удалось создать модель с аэродинамической устойчивостью. В результате чего, BAT 5 показывает отличный коэффициент сопротивления кузова (Cd) равный 0,23.



Bertone Alfa-Romeo BAT 7 1954 год.
Второй BAT был показан на Туринском автосалоне в 1954 году, год спустя с показа BAT 5. BAT 7 получил стилевые особенность от предыдущей модели, и был слегка доработан. Для типичного дизайна 1954 года, модель была не слишком похожа на остальные. И кроме того, Bertone добавил некоторые особенности в строения крыльев, по результатам своего опыта с аэродинамикой. В результате чего, автомобиль сталь намного больше, а задние плавники были ещё удлиненны. Перед автомобиля стал ниже, чем у BAT 5, а разъёмы под фары находились ещё глубже. Основные фары находились у носа автомобиля, а при использовании перемещались ближе к краям. Как и Fiat Turbina который был также представлен в этом году для сравнения, автомобиль BAT тестировался в специальной аэродинамической трубе. Коэффициент (Cd) у BAT 7 равнялся 0,19.



Bertone Alfa-Romeo BAT 9 1955 год.
Третий и последний автомобиль BAT был создан и показан на Туринском автосалоне под именем BAT 9. Модель выглядела как большинство автомобилей того времени у Alfa Romeo, в отличие от предыдущих моделей BAT. BAT 9 уже имел более плавные переходы и очертания крыльев в отличие от предыдущих моделей. Хвостовые плавники как на модели 5 и 7 стали более похожи на крылья, а также были уменьшены и превратились в две небольшие металлические пластины, которые были популярны у некоторых автомобилей американского и европейского производства того времени. Bertone превратил высокий творческий стиль двух предыдущих моделей BAT в дизайн более упрощённый, отказавшись от резких крайностей в дизайне.

Bertone Alfa-Romeo BAT 11 2008 год.



После более чем 50 лет, появилась на свет новая модель линейки BAT. BAT 11 совершил свой дебют в Женеве во время Женевского автосалона 2008 года, хотя и не был представлен на самом шоу. Новый BAT 11 основывался на модели Alfa Romeo 8C Competizione, а также получил множество стилевых особенностей от классических моделей BAT 50-х годов.

Концепты Alfa Romeo BAT могли бы стать идеальными автомобилями для Бэтмена

Продолжим знакомиться с представителями Автомобильного Дизельпанка. На очереди очередной образец оригинальности и дизайнерской смелости. Alfa Romeo BAT является итальянским концепт-каром. Автомобиль возник в рамках проекта совместного сотрудничества между Alfa Romeo и итальянским дизайнерским домом Bertone, который начался в 1953 году. Плодами этого проекта стали три машины: BAT 5 в 1953 году, BAT 7 в 1954 году, и, наконец, BAT 9 в 1955 году.

Bertone Alfa Romeo BAT 5

BAT 5 был первым из BAT проекта Bertone-Alfa Romeo. Впервые он был показан на автосалоне в Турине в 1953 году. Дизайн модели был основан на исследовании аэродинамики. Форма передней части автомобиля на самом деле направлена ​​на устранение проблемы нарушения воздушного потока на высоких скоростях.

Проект также был направлен на то, чтобы покончить с дополнительным сопротивлением, порожденным поворотом колес. На практике эти строгие критерии позволили достигать автомобилю 200 км/ч с двигателем в 100 л.с. (75 кВт). Концепт весил всего 1100 кг. Наклон боковых окон под углом 45 градусов по отношению к кузову автомобиля и большое лобовое стекло прекрасно сочетаются с почти плоской крышей. Самая удивительная часть автомобиля — хвост с двумя плавниками, сужающийся кверху и слегка внутрь.

Bertone решил проблему аэродинамической устойчивости, создав автомобиль с превосходным показателем аэродинамического сопротивления, с Cd 0,23.

Bertone Alfa Romeo BAT 7

Второй BAT был показан на автосалоне в Турине, на этот раз в 1954 году, через год после BAT 5. BAT 7 взял стиль от предыдущей модели. Очевидно, что Бертоне добавил некоторые элементы, используя свой опыта работы по разработке профиля крыла в авиационной промышленности. В результате появились в преувеличенной форме большие изогнутые хвостовые плавники.

Нос был ниже, чем BAT 5. Фары были расположены рядом с носом и сдвинуты вниз. Коэффициент аэродинамического сопротивления этой модели стал еще ниже и достигал феноменального значения — 0,19.

Bertone Alfa Romeo BAT 9

Третий и последний BAT появился в 1955 году. Он был сделан таким образом, чтобы больше походить на текущие модели Alfa Romeo.

В дизайне BAT 9 был выбрано направление в пользу более чистых, более трезвый линий, по сравнению с предыдущими моделями. Хвостовые плавники, которые в двух других моделях, 5 и 7, были по внешнему виду реальными крыльями, превратились в две небольших металлических пластины, похожие на хвостовые плавники американских и некоторых европейских автомобилей своего времени.

Но и даже в таком исполнении автомобиль выглядел достойным представителем направления дизельпанк, хотя в то время его, наверное, относили к аэростилю.

Bertone Alfa Romeo BAT 11

Ну и, конечно, чтобы закончить эту интересную линейку автомобилей, нельзя не упомянуть о совсем недавней премьере. После более чем 50 лет, появилась новая модель BAT. BAT 11 дебютировал в Женеве, в 2008 во время Женевского автосалона. Новый концепт, в основе которого положена Alfa Romeo 8C Competizione, стал достойным продолжателем стиля этих оригинальных «дизельпанковских» классических автомобилей BAT 50-х годов.

Автомобизнес › Знаменитое кузовное ателье Bertone признано банкротом

Концепт Aston Martin Jet 2+2 2013 года — последняя яркая работа студии. Ему прочили мелкосерийный выпуск, но теперь это почти невозможно организовать.

Туринcкий суд признал банкротом компанию Stile Bertone — осколок некогда процветавшей группы Bertone и последнее пристанище наследия Нуччо Бертоне. Нешуточно лихорадившая уже лет восемь фирма вошла в крутое пике и в марте 2014 года инициировала процедуру банкротства. За минувшие c того момента месяцы судьям никто так и не представил убедительный план выживания, да и покупателей не нашлось. Между тем, по неофициальным данным, долги достигли 31 миллиона евро.

Нуччо Бертоне умер в 1997 году. После его смерти дела компании пошли под гору. В 2009-м группа Bertone была вынуждена продать Фиату свой завод близ Турина (где отделение Carrozzeria Bertone выпускало серийные и мелкосерийные машины). В том же году вдове Лилли Бертоне удалось вернуть контроль над Gruppo Bertone и возглавить её. Однако преследовавшие фирму трудности заставили Лилли в конечном счёте создать новую компанию, де-факто с семейным бизнесом никак не связанную. Оставшиеся подразделения тщетно пытались выжить ещё несколько лет.

Имущество группы будет распродано. А его не так уж много. Главное сокровище — коллекция автомобилей студии, которую итальянцы уже признали историческим национальным наследием (несмотря на это, в 2011 году некоторые экземпляры были проданы). Ещё есть земля и несколько зданий с оборудованием. Вот и всё, что осталось от былой империи, создававшей и великолепные концепты, и мелкосерийные и даже серийные машины под своим именем, не говоря уж о дизайне серийных легковушек для других производителей.

В 2012 году компания отметила столетний юбилей концептом Bertone Nuccio. Уже тогда финансы трещали по швам, но никто и не предполагал, что история фирмы подойдёт к финалу уже через пару лет.

Даже бренд Bertone и известный на весь мир логотип в виде стилизованной «b» не являются частью активов Stile Bertone. Права на их использование истекают в конце нынешнего года. Чтобы их продлить, новым владельцам студии (если таковые вдруг материализуются) придётся договариваться с другой фирмой — Bertone Cento, которую контролирует Лилли Бертоне. Однако вдова уже передала соответствующие полномочия вновь созданной в Милане дизайнерской студии Bertone Design. Правда, эксклюзивные права на имя и знак не касаются автомобилей. Bertone Design пока довольствуется уже имеющейся широкой специализацией — от зданий до поездов.

В последние несколько лет держаться на плаву студии Stile Bertone помогали китайские заказы на дизайн серийных автомобилей (на фото седан Riich G5). Но это лишь отсрочило печальный финал.

Есть информация, что некоторые из последних клиентов Stile Bertone, такие как BMW и BAIC, уже перешли к Bertone Design. Так что судьба исторического кузовного ателье в Турине, похоже, предрешена. Единственное возможное спасение — выкуп каким-нибудь дизайнерским бюро или крупным автопроизводителем. В качестве примера вспомним переход студии Italdesign Giugiaro под контроль Фольксвагена в 2010 году. Но хэппи-энда может и не быть. Что же на самом деле произошло с компанией? Майкл Робинсон, последний директор Bertone по дизайну отказывается говорить об этом. «Перевернув страницу, я не могу позволить себе быть втянутым в эту долину слёз, — заявил он журналистам. — Реальные преступники должны быть повешены на дереве».

История

Об истории студии Bertone, по-хорошему, можно написать целую книгу, заполненную фотографиями десятков автомобилей. Мы расскажем о ключевых моментах. Компания была основана в 1912 году Джовани Бертоне. Вместе с несколькими рабочими он строил гужевые повозки. Лишь в начале 1920-х Бертоне расширил бизнес и начал создавать машины на шасси от компаний SPA и FIAT, Lancia и Diatto, ряда других. Тогда же Джовани начал разрабатывать облик серийных автомобилей для других фирм, например, Ansaldo 6BS 1928 года (правый нижний снимок).

В 1933 году в возрасте 19 лет в компанию отца пришёл работать Джузеппе «Нуччо» Бертоне. После Второй мировой войны он возглавил фирму, тогда же она разделилась на два крыла: Carrozzeria Bertone (производство машин) и Stile Bertone (собственно дизайн), а потом ещё добавились Bertone Engineering и Bertone Glass. Настоящий расцвет начался в 1950-1960 гг., когда студия один за другим выдавала на гора интересные концепты, а также разрабатывала дизайн для серийных легковушек. Слева направо: экспериментальный Abarth 1500 Biposto 1952 года (дизайнер Франко Скальоне, работавший в Bertone), Alfa Romeo B.A.T. 5 1953 года (первый из трёх концептов Berlina Aerodinamica Tecnica опять же кисти Скальоне). В 2008-м, уже после смерти Франко, студия продолжила эту тему концептом B.A.T. 11 и даже хотела запустить его в мелкую серию, но не сложилось. В нижнем ряду: серийные купе Alfa Romeo Giulietta Sprint работы Скальоне (1954) и BMW 3200 CS (1962), нарисованный в туринской студии.

В 1959-м близ Турина для Carrozzeria Bertone был открыт собственный завод, способный выпускать до ста тысяч машин в год. Его звёздный час — вторая половина шестидесятых и семидесятые годы, когда здесь производили Fiat 850 Spider и Volvo 262 C (верхний ряд снимков). Нужно ли говорить, что их дизайн тоже был создан в студии Нуччо? Серийный выпуск подготовил Bertone к тому, чтобы стать не контрактным, но автономным производителем. Это случилось в начале 1980-х, когда компания FIAT полностью передала Bertone производство своих моделей Fiat Ritmo Cabrio и Fiat X1/9 (нижний ряд), ранее нарисованных в самой студии. Причём с этого момента выпускались они под Турином с шильдиком Bertone, а не Fiat.

Отдельная глава в жизни ателье — период Марчелло Гандини, сменившего в качестве ведущего дизайнера Bertone другого титана — Джорджетто Джуджаро. Из-под пера Марчелло вышли такие серийные суперкары, как Lamborghini Miura (1966), Espada (1968) и Countach (1974). Он же создал концепт BMW 2200ti Garmisch (1970), который через два года силами француза Поля Брака трансформировался в серийную «пятёрку» BMW первого поколения. Хэтчбек Citroen BX (1982) — тоже работа Гандини.

Марчелло создал концепт Lancia Stratos Zero (1970) и последовавший за ним спорткар Stratos (1972), блиставший на ралли. Что до работ всей студии, то тут трудно остановиться на самом важном. В восьмидесятые и девяностые продолжилось сотрудничество с автопроизводителями (больше десятка компаний в разное время работали с бюро, от Lamborghini до Daewoo). К примеру, Opel Astra Coupe и Astra Cabrio (2000 год) поколения G были сконструированы и выпускались именно в Bertone.

В 2000-x ателье продолжило выпускать шоу-кары: Birusa, Mantide, Jaguar B99. Были и работы по серийным автомобилям, например, дизайнеры Bertone нарисовали для Chery малолитражку А1 (Kimo), а для Фиата — прообраз Панды второго поколения. Было любопытное пересечение и с нашей страной — в 2009 году студия выполнила рестайлинг внедорожника Chevrolet Niva. Однако доходы от этих проектов не покрывали затраты, и весной 2014-го компания подала заявление о банкротстве.

Итальянские гранды автодизайна. Часть третья. Bertone (Бертоне)

В том же 1912 году родился второй сын Джованни – Джузеппе Бертоне, который и встал во главе компании десятилетия спустя. Дело постепенно развивалось, но ни особой славой, ни привилегиями не пользовалось. Переломный момент наступил в 1921-м: именно тогда Джованни создает кузов для автомобиля на шасси S.P.A. 23S. Модель получила собственное название 9000 Sport.

В процессе работы Джованни настолько проникся автомобильной техникой, что решил отныне работать только с кузовами для машин, справедливо посчитав, что будущее именно за автомобилями, а не повозками и каретами. Кроме того, подраставший Джузеппе, которого все отчего-то звали Нуччо, настолько увлекся автомобильной техникой, что его приходилось силой выгонять из мастерской. Видя неуемное рвение сына, Джованни Бертоне постепенно вовлекает его в процесс, а позднее, когда юноше исполнилось 19 лет, и в бизнес.

В то время ателье переживало бурный рост – заказы от FIAT и Lancia исполнялись по самым высоким стандартам качества. Однако с точки зрения дизайна, это были вторичные работы, да и слишком велико было влияние известного мастера Марио Ревелли. Но как бы то ни было, в штате карроццерии уже насчитывалось около полутора сотен сотрудников, большей частью которых руководил именно Нуччо. Бертоне-старший постепенно отходил от дел, понимая, что у его сына лучше получается угадывать тенденции автомобильного дизайна.

О роли плавных линий

В послевоенное время дела в ателье пошли в гору, и производство расширилось до промышленных масштабов. В пригороде Турина, городке Грульяско, был построен собственный завод. А в 1954 году компания Alfa Romeo оформила заказ на выпуск 36 000 автомобилей Giulietta Sprint. С помощью «Альфы» и ее денег Bertone существенно расширили свой бюджет.

C этого периода началась по-настоящему креативная деятельность туринского ателье. Компания смогла себе позволить участие в многочисленных автомобильных шоу, конкурсах элегантности и дизайнерских показах. Мировое признание пришло вместе с Франко Скальоне, который стал, пожалуй, первым крупным дизайнером ателье в послевоенной истории. Вместе с ним Нуччо создает целую серию концептуальных моделей с приставкой ВАТ, что означает Berlinetta Aerodinamica Tecnica – автомобили с улучшенной аэродинамикой.

В течение трех лет они атаковали автомобильный салон в Турине. В 1953 году таким концептом стал Alfa Romeo BAT 5, построенный на шасси Alfa Romeo 1900. Франко Скальоне постарался минимизировать сопротивление воздуха с помощью необычайно гладких форм спорткара. Колесные арки были закрытыми, а остекление напоминало фонарь истребителя. Боковые стекла располагались под углом 45 градусов по отношению к кузову. Он оснащался 100-сильным 4-цилиндровым мотором и 5-ступенчатой коробкой передач, предоставленные «Альфой». Вес машины составлял всего 1 100 кг, что вкупе с довольно мощным на то время мотором позволяло BAT 5 разгоняться до 200 км/ч. Коэффициент лобового сопротивления составлял всего 0,23, что очень прилично даже для современных серийных авто, большинство из которых редко выбираются из 0,3.

ВАТ 7 развил идею, начатую ВАТ 5. Все дизайнерские находки, воплощенные в «пятерке», новая модель довела до абсолюта. Хвостовой стабилизатор, или попросту плавник, стал еще больше, форма обрела цельность. Казалось весь кузов автомобиля выплавлен из единой формы. Теперь коэффициент лобового сопротивления составлял всего 0,19. В 1955 году Bertone показали в Турине модель ВАТ 9, которая уже обрела черты серийных Alfa Romeo, но при этом сохраняла свои аэродинамические показатели на очень высоком уровне. Три эти модели стали лишь песчинками на фоне 40 концептов ВАТ, созданных Скальоне и Бертоне за восемь лет совместной работы.

А в 1960 году в компанию пришел молодой перспективный Джорджетто Джуджаро. Начинающему гению на момент его появления в Bertone исполнилось всего 22 года, но за плечами уже была работа в дизайн-центре FIAT. Джуджаро смог придать концептам ателье неповторимый стиль, который безошибочно угадывался на многочисленных выставках. Однако, несмотря на успехи в области создания одноразовых концептов, Джуджаро имел целью работу с массовым потребителем. Создание автомобиля, который оказывался бесполезным для большинства, не приносило ему душевного покоя. Уже тогда молодой талант хотел работать в промышленных масштабах.

Тем не менее, в период работы в Bertone Джуджаро создает великолепный Alfa Romeo 2000 Sprint, а также концепты Pirana, Canguro и Testudo. Последний Нуччо Бертоне лично гнал из Турина в Женеву на автосалон 1963 года. Однако, даже несмотря на аэропланоподобный Testudo, Bertone предстояло прославиться несколько иным, скандальным, образом.

Чья Миура?

Автомобильные эксперты всех времен согласны, что Lamborghini Miura является одним из прекраснейших произведений автодизайна и находится вне временных рамок, тенденций и моды. Это просто образец стиля, который навечно останется в истории. Но история умалчивает настоящее авторство Миуры. Да, конечный дизайн вышел из-под пера Бертоне и Гандини, и все бы так и считали, если бы Джуджаро не заявил о своих правах хотя бы на частичное участие в проекте.

Вот что говорит по этому поводу сам Джорджетто: «Когда я покинул Bertone, у меня не было возможности проследить за всем, и оригиналы рисунков остались на фирме. Гандини взял мои рисунки и закончил машину, которая на 70% моя. Даже сам Бертоне не знал всего этого. Когда я сменил Скальоне, то часто работал по выходным дома, и поэтому часть эскизов сохранилась и у меня. Мне надо было сразу предъявить их, но я боялся обидеть маэстро Бертоне. Так я потерял право на формальное авторство этого автомобиля».

На вопрос авторства Miura можно посмотреть и с другой стороны. В 1965 году именно Марчелло Гандини пришел на пост главного дизайнера ателье Bertone. И несмотря на занимаемый им пост, сам Нуччо рассказывал, что в первое время постоянно направлял молодой талант в нужное русло. Подтверждением тому может служить откровенно провальный, так и не принятый широкой публикой и узким кругом профи, Alfa Romeo Montreal. За неудачей последовал мировой успех – Lamborghini Miura. Невероятный спорткар, который ярко выделялся на фоне конкурентов плавными, спокойными линиями. Он не пытался привлечь внимание агрессивностью угловатых форм истребителя. Miura обозначил один из трендов мировой автомобильной моды – Bertone теперь не угадывали тренды, они создавали их.

Но именно этот автомобиль Гандини так нехарактерен для него. Впоследствии он не создаст ничего, что могло бы хоть отдаленно напоминать Miura – его следующие автомобили отличались резкостью и полигональностью. Тем не менее, практически каждый концепт авторства Марчелло превращался в серийную модель, что делает его, несомненно, великим автодизайнером. Только взгляните на FIAT X1/9 – это бывший концептуальный Autobianci A112 Runabout. А Countach? Этот Lamborghini навсегда останется одним из величайших творений итальянского автопрома. История его названия уходит корнями в пьемонтский диалект итальянского языка. Именно «кунташ» говорили местные, когда хотели выразить восторг увиденной, к примеру, красивой женщиной. Что бы там не бурчали немцы про однобокость итальянского дизайна, он всегда шел от сердца – настоящая страсть!

Золотой век и его закат

В 1971 году Нуччо Бертоне открывает новый центр стиля в пригороде Турина, городке Капри. Отныне именно это место является домом дизайна ателье. Lancia Stratos – другой знаковый автомобиль не только самого Гандини, но и итальянского автопрома, тоже был рожден здесь. Можно сказать, что Stratos стал последним «большим» автомобилем Гандини. После него выделить можно, пожалуй, лишь работу над Renault 5 Turbo – среднемоторным супермини французской компании, которой не давали спать успехи Lancia Stratos. Гандини тогда разработал лишь заднюю часть турбоболида, но именно ею и запомнился нам Renault 5 Turbo.

А вот все остальное в этом маленьком хот-хетче спроектировал французский специалист Марк Дешамп, который после отставки Гандини в 1979 году принял пост главного дизайнера ателье. Дешамп отличался ярой фанатичностью в области аэродинамики, и как следствие, его работы так же выделялись мощностью крупных, геометрически правильных, но воздушных форм. Концепт Athon, построенный на шасси Lamborghini Uracco стал, пожалуй, самым знаковым творением ателье того периода. Также можно выделить Citroen Zabrus – 200-сильный шутинг-брейк, построенный на базе Citroen BX. Его особенностью стала приборная панель, роль которой исполнял дисплей. Точно как в современных авто бизнес-класса.

К сожалению, Дешамп стал последним крупным дизайнером, создававшим не только красивые и запоминающиеся автомобили, но и общий фирменный стиль итальянского ателье.

В начале 1990-х годов Бертоне создает настоящий конвейер по производству стильных дизайнерских авто. Программа Design Machine представляла собой полный цикл разработки и производства автомобилей. Первым блином ее стал концепт Pickster. Полный цикл его создания занял всего 141 день. В этот крайне успешный для компании период главным дизайнером становится Лючано Д’Аброзио, который перевел усилия компании на работу с крупными, солидными формами полноразмерных автомобилей. Именно так и появились Lancia Kayak и Alfa Romeo Bella – очень сильные и массивные автомобили. К сожалению, Bella Нуччо Бертоне так и не увидит. В 1997 году, вечером 26 февраля, когда должен был стартовать Женевский автосалон, он уходит из жизни.

После его смерти управление компанией переходит в руки его супруги Лилли, и Bertone постепенно отходит на второй план в мире автомобильных дизайнерских ателье. В 2009 году компания вынуждена продать свои производственные цеха в Грульяско. Пройдя через череду реструктуризаций бизнеса, ателье в прошлом году обанкротилось.

Но перед своей кончиной Bertone смогли представить в 2013 году в Женеве один из самых запоминающихся своих концептов – Aston Martin Rapide Bertone Jet 2+2, невероятно красивый автомобиль в кузове шутинг-брейк. В нем итальянские дизайнеры воплотили мощь спорткара и практичность универсала. Построили их всего 20 штук, но к сожалению, даже этот успешный заказ не смог спасти компанию от неминуемого краха. Многие утверждают, что в этом виновен сам Нуччо Бертоне, который из-за своего консерватизма не желал двигать компанию в иные сферы дизайна, как это сделал Джорджетто Джуджаро с его ItalDesign.

Сложно сказать, правы ли критики. Скорее всего, верно другое предположение: вместе с Мастером ушло и его детище, не стало Бертоне, не стало и одноименного ателье. Но в историю автомобильного дизайна они вписали себя навечно.

Источники:
http://crazywheels.spb.ru/74.html
http://all-test-drives.com/2520-bertone-alfa-romeo-bat-5-7-9-i-11-koncept-kary-s-potryasayuschey-aerodinamikoy.html
http://www.all-oldtimers.com/bat-579-11-ot-bertone-i-alfa-romeo/
http://carakoom.com/blog/925
http://www.drive.ru/entry/53bfe15b95a6568d6b8b45d3.html
http://classicautoclub.ru/story/bertone
http://www.autowp.ru/alfa_romeo/giulia/105_115/29211/specifications/

Ссылка на основную публикацию