Двигатель ЯМЗ-236: устройство и ремонт

Содержание

ЯМЗ-236 – грузовая легенда советского автопрома

Двигатель ЯМЗ-236 является одним из немногих силовых агрегатов, который заработал популярность не только на просторах отечественно автомобильного рынка, но и далеко зарубежом. Так, некоторые китайские большегрузные тягачи эксплуатируются на этом силовом агрегате. Двигатель получил довольно широкое применение, и его устанавливают не только на грузовики, но и на вездеходы, а также военную технику.

Исторический аспект

Мотор ЯМЗ 236 был разработан в 1951 году на базе силовых агрегатов ЯАЗ 204 и ЯАЗ 206. Производство данных двигателей внутреннего сгорания производиться Ярославский моторный завод, который впоследствии стал ОАО «Автодизель».

Сборочный цех Ярославского моторного завода.

В процессе установки и модернизации, моторы ЯМЗ стали на постоянной основе устанавливаться на грузовые автомобили МАЗ, УРАЛ, КРАЗ, тракторы К-700 и некоторую военную технику, особенно танки и вездеходные автомобили.

Технические характеристики и устройство

Технические характеристики двигателя ЯМЗ 236 с момента начала производства моторов особо не поменялись. Добавились только некоторые технические и конструктивные элементы, такие как турбонаддув, система питания или выпуска отработанных выхлопных газов.

Технические характеристики мотора ЯМЗ 236.

Основная техническая характеристика ДВС 236 ЯМЗа.

Дизель, турбированный дизель

11 литров (11 150 см куб)

от Евро-0 до Евро-4

Материал исполнения блока и головки

800 000 — 1 000 000 км пробега

Порядок работы цилиндров

МАЗ, КРАЗ, УРАЛ, танки серии Т, тракторы К, автобусы ЛАЗ, вездеход ЧЕТРА и другое

Модификации мотора

В разное время, существовали разные модификации двигателей изготовленных Ярославским моторным заводом. Итак, какие разновидности можно встретить на автомобилях:

Двигатель ЯМЗ 236.

  • ЯМЗ-236Г — 150 л.с. (110 кВт) при 1700 об/мин.
  • ЯМЗ-236ДК — 175 л.с. (129 кВт) при 2100 об/мин, 667 Н•м (68 кгс•м) при 1400 об/мин.
  • ЯМЗ-236НД — 210 л.с. (154 кВт) при 1900 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин.
  • ЯМЗ-236Н — 230 л.с. (169 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин.
  • ЯМЗ-236БК — 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1030 Н•м (105 кгс•м) при 1200 об/мин.
  • ЯМЗ-236Б — 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1030 Н•м (105 кгс•м) при 1300 об/мин.
  • ЯМЗ-236БЕ2 — 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1078 Н•м (110 кгс•м) при 1200 об/мин.
  • ЯМЗ-7601 — 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/мин, 1275 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин.

Применяемость

Двигатели ЯМЗ 236 получили достаточно большую применяемость. Так, порядка двух десятков марок и более 40 моделей автомобилей, автобусов, военных машин и строительной техники по этот день оснащаются легендарными моторами.

УРАЛ с мотором ЯМЗ 236.

Достаточно большую популярность получил УРАЛ-4320 с двигателем ЯМЗ 236. Кроме этой марки мотора существует также старший брат — ЯМЗ-238. Этот мотор намного мощнее, а поэтому устанавливается на тяжелую строительную технику, тягачи, и даже военные автомобили стратегического назначения.

Почему моторы ЯМЗ получили широкую распространенность? В отличие от западных аналогов, силовые агрегаты отечественного производства, достаточно просты в ремонте и не имеют большого количества электроники, что делает возможность ремонта в полевых условиях.

Также, моторы обладают необходимой мощностью, чтобы автомобиль мог потянуть груз даже в самых тяжелых условиях. Например, попавший песок и топливную систему не помеха, и он легко удаляется в двигателя.

Итак, рассмотрим, на каких транспортных средствах можно встретить силовой агрегат ЯМЗ-236:

  • Первые в очереди, конечно же, автомобили МАЗ. Движки можно встретить на таких моделях как: 500, 503, 504, 509, 516, 5335, 5549, 5551 и другие.
  • Второй по применяемость остается автомобиль КРАЗ: 255, 250, 257, 260 и 6322.
  • Также устанавливается на автомобили серии УРАЛ: 4320, УРАЛ 5323.
  • Также, применялся двигатель ЯМЗ-236 еще и на КАМАЗ. Так, оснащалась модель 5320 с 1976 года и 2000 год.

Обслуживание

Обслуживание двигателя ЯМЗ 236 проходит идентично, как и для всех идентичных дизельных моторов отечественного производства. Так, межсервисное обслуживание поводится каждые 15 000 км пробега для базовой версии, и для турбодизеля — каждые 20 000 км.

Процесс технического обслуживания немного отличается от рядовых бензиновых двигателей. Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля. Что же входит в техническое обслуживание двигателей серии ЯМЗ 236:

Т-150 с мотором ЯМЗ 236.

  • Замена масла.
  • Регулировка клапанного механизма
  • Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр, экофильтр для выхлопа.
  • Очистка форсунок.
  • Регулировки, связанные с топливным насосом высокого давления.
  • Другие операции направленные на техническое обслуживание силового агрегата.

Ремонт

Ремонт двигателя ЯМЗ 236 проводится достаточно стандартно для всей серии моторов выпущенных Ярославским моторным заводом. Так, поточные ремонтные работы проводятся непосредственно на автомобиле.

В зависимости от марки, модели и конструктивных особенностей транспортного средства, на котором установлен движок, даже капитальный ремонт, возможно, выполнить без снятия силового агрегата. Это притом условие, что не требуется расточка.

Процесс проведения капитального ремонта ЯМЗ 236.

Зачастую, если идет восстановление или капитального ремонта, двигатель растачивают. Как показывает последняя практика, то большинство старых блоков цилиндров не подлежат расточке и хонинговке, а поэтому, они проходят процесс гильзовки. Головки блока достаточно живучие, что дает возможность перебирать их не часто, но при «капиталке» — это процедура обязательная.

Еще один элемент со скромным сроком жизни является масляный насос. Именно его, зачастую, меняют еще до проведения капитального восстановления силового агрегата. Наряду с этой деталью стоит водяной насос, который невыносливый, и как показывает практика, быстро выходит со строя. Но, здесь есть выход — установка ремкомплекта, который достаточно дешевый.

Вывод

Двигатель ЯМЗ 236 — это легенда отечественного производства дизельных моторов. Так, существует много модификаций этого силового агрегата. Применяемость моторов Ярославского моторного завода достаточно широкая. Он получил известность, как надежный и недорогой силовой агрегат, не только на территории СНГ, но и в Китае.

Двигатель ЯМЗ-236: устройство и ремонт

ЯМЗ-236 – это легендарный дизель, который выпускает ОАО «Автодизель», ранее известный как Ярославский моторный завод.

Популярность V-образная «шестерка» набрала еще в Советском Союзе, а после распада страны распространилась на территории СНГ. Мотор применяется до сих пор на грузовых машинах, комбайнах и тракторах. Агрегат можно увидеть на таких известных автомобильных марках как ЗИЛ, УРАЛ, КРАЗ, МАЗ, а также на тракторах К-700.

Устройство и технические характеристики

Мотор ЯМЗ-236 обладает довольно высокими техническими характеристиками. Силовая установка оснащена шестью цилиндрами, расположенными параллельно под прямым углом наклона. Топливо подается непосредственно в цилиндры, то есть происходит впрыск прямого типа. В моторе давление достигает 16,5 атмосферы. Диаметр поршня – 130 мм в базе, в ремонтном варианте – 140 мм, столько же при своем ходе.

На агрегате смонтирован механического типа насос топливный высокого давления и форсунки. Они и совершают непосредственно впрыск на каждый цилиндр. По шесть клапанов имеет каждая головка блока – три впускных и три выпускных. Система охлаждения – жидкостная с возможностью принудительной циркуляцией, выполняемой с помощью водяного насоса. Ремень служит приводом, который поворачивает шкив помпы от шкива коленвала.

Объем мотора 11 литров. Мощность варьируется от 150 до 420 лошадиных сил. Последние версии могут развивать мощность до 500 л.с. Из-за роста тарифов на горючее производители мотора ЯМЗ-236, который расходует 40 литров на сотню километров, снизили цифру до 25 литров. Основная силовая установка производилась из чугуна до 2010 года. Позже было принято решение делать ее из алюминия, как и головку блока цилиндров. Такой шаг позволил сделать проще процедуру ремонта, а также расточки шеек цилиндров, более точной стало хонингование цилиндров. Вместе с тем блок агрегата не утратил былую прочность. Характеристики ЯМЗ-236 говорят, что мотор имеет довольно простую конструкцию, которая обеспечивает простоту обслуживания и ремонта.

Ремонт

Мотор ЯМЗ-236 ремонтируется только в автосервисах, потому что нуждается в наличии специального оборудования и соответствующего инструмента. В разряд спецсредств входят стенды: для демонтажа и сборки силового агрегата и его составляющих, регулировочный, балансировочный, испытательный.

К специальному оборудованию относятся станок расточно-хонинговальный; устройства для шлифовки и полировки коленвала; стенд с ванной для опрессовки; развертки, с помощью которых шлифуют посадочные места седел клапанов; оснащение для монтажа клапанов направляющих; станки токарный и фрезерный; стенд для чистки форсунок; пресс, на котором прессуют сальники и подшипники; сварка аргонная (в некоторых случаях). Также может пригодиться другой инструмент и оборудование особого назначения для ремонта дизелей.

Как видим, потребуется довольно много оборудования, которое не каждый автосервис может себе позволить. Ремонт мотора ЯМЗ-236 выполняется в несколько этапов. Они достаточно сложны. За каждый отвечает специалист узкого профиля.

Разборка

Понятно, что двигатель разбирается при помощи расширенного набора инструментов и пневмопистолета. Выполнятся диагностика неисправностей, определяется перечень запчастей, необходимых к замене. Шлифуется коленвал. Делается подготовка блока цилиндров. Все запасные части и узлы моются. Как правило, мойка выполняется горячим керосином. Далее следует сборка элементов. Процедура разборки мотора длится около 6-8 часов. Чтобы подготовить детали к сборке, потребуется примерно 16-20 часов (это зависит от сложности неисправности). Сборки занимает до 36 часов. Процесс зависит от степени изношенности основных агрегатов и узлов, насколько хорошо подготовили элементы к последней стадии работы.

Двигатель ЯМЗ 236

Характеристики ЯМЗ-236

Надежность, проблемы и ремонт ЯМЗ-236

Известнейший 6-ти цилиндровый двигатель из Ярославля был разработан на базе популярного 8-ми цилиндрового ЯМЗ-238 и заменил устаревший ЯАЗ-204. Блок цилиндров отлит из чугуна с мокрыми чугунными гильзами (выступ гильзы над плоскостью блока 0.1 мм), имеет V-образную конфигурацию с углом развала 90°. Он такой же, как у ЯМЗ-238, но не имеет 2-х цилиндров. Внутри блока стоит коленвал на 4-х опорах, ход поршня 140 мм, диаметр шеек 110 мм, шатунные шейки 88 мм, а длина шатунов 265 мм. Диаметр поршней 130 мм, а их высота 100 мм.

Сверху блока установлено две 6-клапанные ГБЦ из чугуна. Размер впускных клапанов 61 мм, выпускных клапанов 48 мм, а толщина стержня — 12 мм. Они идентичны головкам от ЯМЗ-238, но адаптированы под 6-ти цилиндровый блок.
Это нижневальный мотор, соответственно, распредвал стоит в блоке цилиндров. Его характеристики аналогичны 8-ми цилиндровому мотору: фаза 246/266, подъем 13.5 мм.

Регулировать клапаны на ЯМЗ-236 нужно каждые 500 часов, их зазоры стандартные: 0.25-0.3 мм для впускных и выпускных. Порядок регулировки клапанов: 1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6.
Евро-2 моторы могли комплектоваться как обычными головками, так и индивидуальными, устанавливаемые на каждый цилиндр.
Давление масла на ЯМЗ-236 всех версий колеблется в районе 4-7 кгс/см 2 (прогретый мотор).

Это простой мотор с прямым впрыском и, в зависимости от модификации, тут применялись разные версии насосов, форсунок, а на турбо версиях, разнообразные турбокомпрессоры.

Сегодня продолжают выпускать ЯМЗ-236, но их меняют на более современные ЯМЗ-7601 и ЯМЗ-656.

Отличия двигателей ЯМЗ 236

1. ЯМЗ-236А — модель без турбины на основе 236М2, отличается насосом 60-40, масляным картером, шкивом коленвала. Этот мотор создан под стандарты Евро-0. Мощность 195 л.с. при 2100 об/мин, крутящий момент 716 Нм при 1200-1400 об/мин.
Встречается данная модификация на следующих автомобилях: ЗИЛ-5343, 4526, 5417, 6309, 6409; ЛАЗ-42078, А1414, 52565; Неман-5201.
2. ЯМЗ-236Б — турбомотор со своими поршнями, с масляными форсунками, насосом 607, топливными форсунками 261 и с турбиной ТКР 90. Мощность 250 л.с. при 2000 об/мин, крутящий момент 1030 Нм при 1200-1400 об/мин. Экологический класс версии: Евро-0. Ресурс — 10000 часов.
Ставили двигатель на ТМ-120, ВЭКС 30L и Т-12.
3. ЯМЗ-236БЕ — такой же 236Б, но здесь установлен насос 607-10, жидкостно-масляный теплообменник, односекционный масляный насос, своя помпа. Мощность 250 л.с. при 2000 об/мин, момент 1030 Нм при 1200-1400 об/мин. Ресурс — 800 тыс. км.
Мотор стоит на МАЗ-5336, 5432, 5434, 5516, 6303. Экологический класс — Евро-1.
4. ЯМЗ-236БЕ2 — улучшенный 236БЕ под Евро-2. Здесь применены новые гильзы (выступ над поверхностью блока 1.6 мм), поршни, поршневые пальцы и шатуны (все от 7511). Кроме того, на Евро-2 моторах стоят головки с проточками, свой распредвал, ТНВД 133-30 (324-20 на 236БЕ2-14), форсунки 267. Мощность прежняя, а момент увеличен до 1078 Нм при 1100-1300 об/мин. Ресурс остался без изменений.
Найти такой двс можно на МАЗ-5336, 5432, 5434, 5516, 6303; МЗКТ-8022, Урал-4320, БЗКТ-8027, КрАЗ-6505 и 6510.
5. ЯМЗ-236БК — комбайновая версия 236БЕ. Мощность 250 л.с. при 2000 об/мин, момент 1030 Нм при 1100-1300 об/мин.
Комбайны с такой силовой установкой: Acros 530 и Енисей 860.
6. ЯМЗ-236Г — атмосферная модификация, аналог 236М2, но с топливным насосом 601 и с другой помпой. Экология соответствует Евро-0. Мощность агрегата 150 л.с. при 1700 об/мин. Срок службы — 8000 часов.
Устанавливали его на ЭО-33211, 4225; ДУ-84, 85, 101; ВЭКС-20К, ДЗ-122Б, ГС-14.02, ТВЭКС ЕТ-25-80, ВПМ МЛ-119А.
7. ЯМЗ-236Д — атмосферник с насосом 60-30 под Евро-0. Это тракторная версия 236М2, его мощность 175 л.с. при 2100 об/мин, крутящий момент 667 Нм при 1300-1500 об/мин. Моторесурс — 8000 часов.
Найти этот мотор можно под капотом Т-150, ХТЗ-17221, РТМ-160, ОрТЗ-150, ГС-14.02 и 18.05.
8. ЯМЗ-236ДК — комбайновая версия 236М2 с ТНВД 608. Мощность 185 л.с. при 2000 об/мин, момент 716 Нм при 1300-1500 об/мин. Экологический класс — Евро-0, а ресурс — 8000 часов.
Устанавливали его на Енисей-950, 954, 957, 959, 1200; КС-65, Т-11.01, ЧЕТРА 121.
9. ЯМЗ-236М2 — основной атмосферный двигатель мощностью 180 л.с. при 2100 об/мин, с крутящим моментом 667 Нм при 1250-1450 об/мин. Это Евро-0 мотор с насосом 60-30 и ресурсом 25000 часов.
Ставили его на МАЗ-5337, 5433, 5551; Урал-4320 и 5557; КС-4372, КС-5871, В138, ТС-10, Э30, ЭО-5119, ДУ-84, 85, 101; ДЗ-122, Кранэкс ЕК 270, ЕТ26, ПВ-10/8М1, НВ-10/8М2, АД60.
10. ЯМЗ-236Н — турбированный мотор мощностью 230 л.с. при 2100 об/мин, момент 882 Нм при 1200-1400 об/мин. Здесь установлена турбина ТКР-90, насос 604, топливные форсунки 261, свои поршни, масляные форсунки, а экология — Евро-0. Мотор аналогичен ЯМЗ-236Б. Моторесурс — 10000 часов.
Устанавливали этот двс на ЧТЗ Б10М, БКК-1, ПК-1.
11. ЯМЗ-236НЕ — турбомотор под Евро-1, аналог 236Н, но с жидкостно-масляным теплообменником, с другими масляным насосом и помпой, с ТНВД 604-10 (323-11 для 236НЕ-6, -18, -24). Его мощность и крутящий момент аналогичен ЯМЗ236Н. Технически мотор аналог ЯМЗ-236БЕ.
Автомобили с данным движком: МАЗ-104, 4219, 5256, 5277, 5336, 5432, 5551; Волжанин 5270, ЛиАЗ-5256, ЛАЗ-5207, 5252.
12. ЯМЗ-236НЕ2 — аналог 236БЕ2, но здесь ТНВД 324-10 (133-20 на моделях 236НЕ2-3, -8, -14, -18, -30, -33, -36, -38). Мощность снижена до 230 л.с. при 2100 об/мин, момент 882 Нм при 1100-1300 об/мин. Ресурс — 800 тыс. км.
Встретить такую модификацию можно на Урал-3255, 4320, 4420, 5557; МАЗ-5336, 5337, 5432, 5433, 5551, 5554; ЛАЗ-5252, ЛиАЗ-5256, Волжанин-5270, Неман-5201.
13. ЯМЗ-236НБ — модель, созданная на базе 236НЕ, мощность снижена до 165 л.с. при 1800 об/мин, крутящий момент 736 Нм при 1200-1400 об/мин. Здесь стоит свой шкив коленвала, помпа, насос 605-10, модифицирован впуск.
Устанавливался на ЧЕТРА Т9.
14. ЯМЗ-236НД — измененный 236НЕ под тракторы и комбайны, отличается другим шкивом коленвала, своим вентилятором, насосом 605-20. Мощность 210 л.с. при 1900 об/мин, момент 882 Нм при 1200-1400 об/мин.
Стоит движок на комбайне Вектор и тракторе ЧТЗ Т10М.
15. ЯМЗ-236НК — турбодвигатель под Евро-1, разработан на базе все того же 236НЕ. Здесь установлен насос 605-30, другой масляный картер, свой шкив коленвала. Мощность 185 л.с. при 1900 об/мин, момент 833 Нм при 1200-1400 об/мин.
Это тракторный двигатель и ставили его на Т-150, ХТЗ-181 и ХТЗ-17222.

Неисправности ЯМЗ-236

Этот мотор является копией 238-го, но без двух цилиндров, проблемы данных моторов одинаковые: он так же греется, могут плавать обороты или мотор не развивает их, бывают стуки или движок начинает глохнуть и т.д. Причины всех этих неисправностей описаны тут.

Номер двигателя

Ищите маркировку в районе маховика, под впускным коллектором, как и на ЯМЗ-238.

Двигатель ЯМЗ-236: характеристики, устройство, особенности и отзывы

Двигатель ЯМЗ-236 по праву считается легендарным дизелем, который производится на ОАО “Автодизель” (бывшем Ярославском моторном заводе). Данный V-образный шестицилиндровый агрегат завоевал популярность еще во времена Советского Союза, а после его распада продолжал активно эксплуатироваться в странах СНГ. Сегодня ЯМЗ-236 устанавливают на грузовики ЗИЛ, КрАЗ, МАЗ, “Урал”; трактора К-700 и комбайны. Ближайшими соседями этого двигателя являются восьмицилиндровый ЯМЗ-238 и двенадцатицилиндровый ЯМЗ-240.

Как создавалась модель ЯМЗ-236 и производство сегодня

До разработки этого двигателя эксплуатировались модели ЯАЗ, которые к пятидесятым годам морально устарели. Поэтому в 50-е годы прошлого века Ярославскому заводу по государственному спецзаказу было поручено создать более мощный и экономичный двигатель. Кроме того, нужен был агрегат, который мог быть установлен на самую разную технику.

Разработкой двигателя ЯМЗ-236 занялся заслуженный ученый и выдающийся конструктор СССР Чернышев Г.Д., который также разрабатывал и другие дизельные моторы в те годы.

Так появился на свет новый ДВС, ставший позже знаменитостью. Его отличали высокая мощность, надежность и легкий ремонт, простое техническое обслуживание и дешевые запасные части. При правильной эксплуатации этот механизм прослужит много лет.

ЯМЗ-236 производится и сегодня, регулярно модернизируется и при этом уже имеет преемника – усовершенствованную модификацию, ЯМЗ-530.

Дизельные моторы ЯМЗ-236 все же по-прежнему актуальны, продажи их не падают, несмотря на появление более современных моделей.

Характеристики и устройство модели

Дизельный двигатель ЯМЗ-236 обладает высокими техническими характеристиками. У него 8 цилиндров, расположенных параллельно друг другу, с углом наклона 90 градусов. Топливо напрямую впрыскивается в камеру сгорания. Рабочее давление – 16,5 атмосферы. Базовый диаметр поршня – 13 сантиметров, ремонтный вариант – 14 см. Топливный насос ЯМЗ-236 высокого давления является механическим. Также здесь установлены форсунки, за счет которых происходит впрыск горючего в цилиндры. На каждой головке блока 6 клапанов – три впускных и три выпускных.

Охлаждается двигатель водяным насосом посредством принудительной циркуляции жидкости. Привод осуществляется при помощи ремня, вращающего шкив помпы от шкива коленвала.

Объем двигателя ЯМЗ-236 составляет 11 литров, мощность достигает 420 л.с. Последние модели усилены до 500 лошадиных сил, а более ранние вырабатывают от 150 л.с. Расход топлива на 100 км до недавнего времени составлял примерно 40 литров, но растущие быстрыми темпами цены на дизельное топливо побудили производителей модернизировать двигатель, и теперь этот параметр составляет 25 литров на 100 км.

В производстве силового агрегата до 2010 года использовался чугун, после 2010 года стали изготавливать из алюминия. Тем самым значительно упростился ремонт двигателя, при этом он не утратил прочность предыдущих аналогов.

Оптимальная конструкция ЯМЗ-236 обеспечивает простой ремонт и обслуживание механизма.

Регулировка ЯМЗ-236

Для регулировки ЯМЗ-236 требуется специальный инструмент, производят ее вручную. Сама регулировка состоит из множества этапов. В основном в регулировке нуждаются:

  • сцепление ЯМЗ-236, для регулировки которого нужен специализированный стенд;
  • подача дизельного топлива через ТНВД ЯМЗ-236;
  • клапаны, для которых нужен специальный щуп.

Регулировку рекомендуется проводить только в автосервисе с помощью специально предназначенного для этого оборудования, которое к тому же вряд ли найдется в обычном гараже.

Обслуживание дизельного двигателя ЯМЗ-236

Обслуживание данного механизма довольно простое, как уже и говорилось выше. Для этого нужно просто разбираться в его конструкции. Наиболее часто требуется:

  • заменить масло (для этого нужна смазочная жидкость для дизельного мотора);
  • заменить фильтрующие элементы (фильтры требуют замены через каждые 15 тысяч километров пробега);
  • продуть форсунки (т.е. отрегулировать впрыск);
  • заменить прокладки клапанных крышек;
  • подтянуть или заменить приводные ремни.

Это основные моменты обслуживания двигателя. Остальные неполадки требуют ремонта. Для этого потребуется специальное оборудование, поэтому все работы обычно производят только в автосервисе.

Особенности в работе механизма

Чтобы механизм безотказно и долго работал, необходимо знать и соблюдать некоторые особенности.

В первую очередь необходимо внимательно проводить все регламентные работы, предусмотренные инструкцией завода-изготовителя.

При обкатке нового двигателя прирабатываются все его трущиеся поверхности, поэтому важно соблюдать правила обкатки – они обычно указываются в соответствующем разделе инструкции.

Смазывать двигатель важно также по соответствующей таблице. Все разрешенные смазочные материалы в ней указаны.

Охлаждающая жидкость в работающем двигателе должна иметь температуру от 75 до 98 градусов. Непрогретый двигатель работать под нагрузкой не должен. Запуская холодный мотор, нельзя резко увеличивать обороты, так как густое масло не успевает дойти до подшипников коленвала, и они выходят из строя.

Уровень масла не должен опускаться ниже 300 кПа, в противном случае могут быстро износиться трущиеся поверхности.

Крепления головок цилиндров, затягивающиеся с помощью гаек, нужно закручивать со строгой периодичностью, последовательностью и заданным крутящим моментом. Если этого не соблюдать, нарушится герметичность уплотнения и перегорят прокладки.

Будущее двигателя ЯМЗ-236

К 2020 году завод, возможно, прекратит выпускать данную модель двигателя, так как разрабатывается уже его улучшенная модификация – ЯМЗ-660. Мощность его будет больше на 100 лошадиных сил, а объем двигателя – 12,5 литра. Расположение цилиндров и клапанов останется классическим, а вот топливный насос новой модели, по сравнению с ТНВД ЯМЗ-236, станет электронным и выпускаться будет по стандарту “Евро-5”, благодаря чему новые двигатели смогут свободно продаваться на мировом рынке.

Отзывы

По мнению пользователей, ЯМЗ-236 – отличные двигатели, но уже устаревшие. У них много достоинств, но имеются и недостатки. Например, ГБЦ при перегреве ведет себя непредсказуемо. При этом его бесполезно ремонтировать – нужно только менять. Опыт эксплуатации ЯМЗ-236 показывает, что он является наиболее беспроблемным двигателем на сегодняшний день. Самым ненадежным здесь является регулятор на ТНВД, при покупке его нужно как следует проверить.

Мотор этот является весьма надежным, да и ТНВД обычно служат верой и правдой. Главное – вовремя проводить проверку и регулировку, тогда особых проблем не возникнет- все они будут выявлены на ранних стадиях и вовремя устранены. Например, ТНВД рекомендуется проверять не реже 1 раза в год.

Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238: Разборка и сборка в одиночку

При ремонте двигателя ЯМЗ не всегда бывают удобные условия и не всегда под рукой грузоподъемные механизмы. Поэтому, с течением времени, выработалась определенная методика разбора двигателя и последующей его сборки.

К тому же, могу сказать, что все действия по сборке-разборке двигателя можно выполнить практически одному. Звучит не очень правдоподобно, учитывая что вес двигателя 1000-1250 кг. Но не будем спешить с выводами, попробуем разобраться.

1. Установка двигателя на место разборки

При снятии и установке двигателя на место разборки, желательно чтобы основание было крепкое (к примеру асфальт или плиты). Лучше первый раз опустить на что то мягкое (например, старый баллон) и на левой стороне выкрутить болты, стягивающие крышки коренных подшипников.

Затем, перецепить стропы или чалку за одну головку (за передний и задний рым болт) и подготовить старую гильзу цилиндров или кусок бруса по длине гильзы.

Поднимать двигатель лучше за правую головку, после чего опустить его на пол таким образом, чтобы противоположная головка опиралась на коллектор, а разъем блока по поддону опирался на вертикально поставленную гильзу в середине блока. Под коллектор следует положить доску дюймовку.

2. Разборка двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

Также снимаем фильтр тонкой очистки масла. Далее, снимаем сцепление, маховик и кожух сцепления. Теперь, можно приступать к снятию поддона, масляного насоса и главное не забыть снять уголок маслопровода прикрученного к блоку.

После этого, можно откручивать шатуны 1, 2, 3, 4 и вытаскивать их вместе с поршнями. Для снятия гильз, лучше применять специальный съемник, а если его нет, то медную выколотку. Если же гильзы идут в металлолом, то гораздо проще выбить их старой полуосью, особенно сподручно это делать ЗИЛовскими или КамАЗовскими полуосями.

Следующим этапом, можно приступить к снятию коленчатого вала двигателя. Для этого откручиваем болты стяжные коренных подшипников со стороны правой головки, а затем откручиваем крышки коренных подшипников снизу. Вытаскиваем крышки, оставляя на месте среднюю. Далее, прокручивая последовательно коленчатый вал, откручиваем 5, 6, 7, 8 шатун и снимаем крышки шатунов.

В виду того, что плоскость разъема блока находится у нас в вертикальной плоскости, то готовим пару брусков и вставляем их под противовесы коленвала. Придерживая коленвал, снимаем последнюю среднюю крышку коленвала и аккуратно его выкатываем.

Все, коленвал снят и можно убирать его в сторону. Здесь еще возможно сначала отпустить двигатель с гильзы, а затем его снимать – это по желанию.

Берем домкрат, ставим его наклонно и упираем в верхний угол середины разъема блока, немного поддомкрачиваем и вытаскиваем гильзу из под блока. Спускаем домкрат и если не хватает хода, то перехватываемся и опускаем блок до земли на прокладку.

Затем, монтировкой приподнимаем за левую головку и подкладываем под разъем блока с головкой брусок с тем расчетом, чтобы прокладка доски между коллектором и асфальтом вышла. Теперь снимаем левую головку блока, шатуны с поршнями 5, 6, 7, 8 и гильзы цилиндров. Все, двигатель разобран.

3. Сборка двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

После разборки двигателя, дефектуем детали, если надо точим или меняем коленвал, поршневую и начинаем сборку. Для этого, наклоняем блок на 5-8 цилиндр, под шпильки ложим доску дюймовку, затем ставим домкрат на край блока и поднимаем его таким образом, чтобы опять можно было подставить гильзу.

Затем, берем коренные вкладыши и вставляем их в блок. Далее, если вы один, то по брускам закатываем коленвал на место и закрепляем его средней коренной крышкой. Проворачиваем колено для того, чтобы совпали метки на распредвалу и ставим первый бугель не забывая мазать вкладыши и болты маслом.

Потом, ставим на место последний и затягиваем все остальные. Затягивать коренные лучше в два приема: первый раз 20 кгм; второй, уже капитально 43-47 кгм.

Лучше всего затягивать динамометрическим ключем, но если его нет, то тоже не беда, можно попробовать иной способ. К примеру, я вешу 80 кг – значит под своим весом на рычаге 1 метр, я создам крутящийся момент равный 80 кгм. Если взять рычаг 55-60 сантиметров, то я под своим весом как раз обеспечу требуемую затяжку.

Для того, чтобы затянуть коренные, брал обычно накидной многогранный ключ и трубу, а напильником наносил метку на 55 сантиметрах. Ключ попеременно переставлял на верхний и нижний болт коренных подшипников и под собственным весом последовательно затягивал бугеля, не забывая после каждой затяжки подшипника прокручивать вал.

После затяжки коленвала, приступал к вставке гильз 5-8 цилиндров. Резинки мазал хозяйственным мылом, а забивал гильзы кувалдой через березовый брусок.

Далее, вставляем поршня с шатунами и также протягиваем их под своим весом, но используя общий рычаг, в моем случае 80 кг разделить на 22 кгм = 0.32 метра. Все, половину ЦПГ собрали, пора браться за другую сторону.

Для этого отпускаем за бугельный болт домкратом блок, переваливаем его на другую сторону. Опять поднимаем его домкратом, подставляем гильзу под блок и устанавливаем на место 1-4 гильзы, а затем шатуны с поршнями и затягиваем шатунные болты. Шатунно поршневой механизм собран.

Устанавливаем переднюю крышку двигателя и задний кожух маховика, ставим маховик и затягиваем его. Прикручиваем масляный насос и закрываем поддон.

Если поддон емкостью вперед двигателя, то ложим перед спускной пробкой доску дюймовку и опускаем за поддон двигателя блок, убрав из под блока гильзу цилиндров. Когда блок поддоном лежит на земле, то перевернуть его на поддон всей плоскостью с помощью лома не проблема.

Как только блок занял у нас вертикальное положение, начинаем устанавливать головки, штанги, коромысла. Устанавливаем шкив коленвала и за одним регулируем клапана. Затем, переходим к установке масляных фильтров, сцепления, ТНВД, площадки компрессора, генератора, турбины и стартера.

Прокачиваем из чистой емкости топливную систему и, если нужно, регулируем момент впрыска. Ставим все ремни на место и регулируем их. Смысл в том, чтобы сделать все по двигателю на месте, чтобы потом не прыгать по раме попугаем. Когда двигатель полностью укомплектован, отрегулирован и соответствует агрегату первой комплектации, то поставить его на место и завести дело не сложное.

4. Послесловие

Эксплуатируя автомобиль МАЗ не редко приходится серьезно напрягаться, многих из нас поджидает радикулит и тому подобные болезни. Поэтому, когда будете поднимать некоторые детали, помните о своем здоровье.

В юности я ходил заниматься штангой, больших результатов не достиг, но запомнил слова тренера. Он говорил, что если хотите дружить со штангой, то тренируйте ноги. Ведь у среднего человека становой пресс тянет около 200 кг, потому нагружайте ноги держа прямой спину.

Для справки, головка двигателя ЯМЗ-238 весит около 90 кг, а коленвал 120 кг. Детали отечественных двигателей легкостью не отличаются.

Однако, мне приходилось много раз снимать одному головку с двигателя ЯМЗ-238: то оторвешь ее от прокладки монтировкой, то за счет ног при прямой спине и вытянутых руках удается ее приподять со шпилек и переставить на колесо.

Надеюсь, что такие упражнения дались мне без ущерба для здоровья. Однако, бесспорно лучше такие детали перетаскивать вдвоем или используя подъемные маханизмы.

Особенности системы смазки ЯМЗ 236

ЯМЗ 236 — четырехтактный дизельный двигатель, устанавливающийся на грузовые автомашины МАЗ 5551 и Урал 4320, а также на их модификации.

Устройство системы

Система смазки ЯМЗ 236 — комбинированная, масло подается самотеком, отдельные узлы смазываются разбрызгиванием либо принудительно, под давлением. К последним относятся детали, испытывающие максимальные механические нагрузки:

  • подшипники шестеренок привода маслонасоса, распредвала, шатунные;
  • поршни;
  • втулки и некоторые другие узлы.

Остальные узлы моторного отсека, в том числе внутренние стенки цилиндров и кулачки распределительного вала обрабатываются маслом, которое вытекает из подшипников коленвала и автоматически разбрызгивается при движении шатунов.

Система смазки двигателя ЯМЗ работает в тесном контакте с топливной системой.

Схема работы топливоподающей аппаратуры дизеля ЯМЗ

Топливоподающая аппаратура системы смазки дизеля ЯМЗ состоит из следующих основных узлов:

  • насоса, подающего топливо под большим давлением;
  • корректора подачи горючего;
  • насоса для подкачки горючего;
  • форсунок;
  • фильтра грубой и тонкой очистки топлива;
  • топливных проводов.

В некоторых двигателя может присутствовать муфта опережения впрыска.

Схема работы следующая: насос подкачки горючего забирает горючее из бака, при этом оно проходит поочередно через оба очистительных фильтра. После этого очищенное от загрязнителей дизельное топливо поступает на насос, нагнетающий высокое давление.

Он распыляет горючее через трубопроводы и форсунки в цилиндрах, согласно алгоритму их работы. Излишки горючего удаляются через перепускной клапан и жиклер в «тонком» фильтре, они сливаются обратно в бак. Туда же уходит и излишний воздух.


Источники:
http://avtomancar.ru/news/dvigatel_jamz_236_ustrojstvo_i_remont/2017-04-29-222
http://wikimotors.ru/yamz-236/
http://www.syl.ru/article/290081/dvigatel-yamz--harakteristiki-ustroystvo-osobennosti-i-otzyivyi
http://capfa.ru/1304-dvigateli-yamz-236-i-yamz-238-razborka-i-sborka-v-odinochku.html
http://specnavigator.ru/remont-zapchasti/sistema-smazki-yamz-236.html
http://avtomancar.ru/news/dvigateli_brenda_caterpillar/2019-01-17-341

Ссылка на основную публикацию
Производство «Автодизель»
Ярославский моторный завод
Марка двигателя 236
Годы выпуска 1962-н.в.
Материал блока цилиндров чугун
Тип двигателя дизельный
Конфигурация V-образный
Количество цилиндров 6
Клапанов на цилиндр 2
Ход поршня, мм 140
Диаметр цилиндра, мм 130
Степень сжатия 16.5
Объем двигателя, куб.см 11150
Мощность двигателя, л.с./об.мин 150/1700
165/1800
175/2100
180/2100
185/2000
185/1900
195/2100
210/1900
230/2100
230/2100
250/2000
250/2000
Крутящий момент, Нм/об.мин -/-
736/1200-1400
667/1300-1500
667/1250-1450
716/1300-1500
833/1200-1400
716/1200-1400
882/1200-1400
882/1200-1400
882/1100-1300
1030/1200-1400
1078/1100-1300
Экологические нормы Евро 0
Евро 1
Евро 2
Турбокомпрессор ТКР 90
Вес двигателя, кг 890 (ЯМЗ-236М2)
950 (турбо)
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для УРАЛ 4320) 35
Расход масла, % к расходу топлива, до 0.5
0.2 (Евро 2)
Масло в двигатель:
-летом
-зимой (меньше +5° С)
М-10-Г2к
М-8-Г2к
Сколько масла в двигателе, л 21 (атмосферный)
24 (турбированный)
Замена масла проводится, часов 500
1000 (Евро-2)
Размеры, мм:
— длина
— ширина
— высота
(ЯМЗ-236Б)
1276
1045
1100
Ресурс двигателя, часов
— по данным завода
— на практике
8000+
Двигатель устанавливался