Вездеход Бурлак

Арктический бурлак: русский вездеход для севера

Озеро Шувакиш на окраине Екатеринбурга когда-то имело почти круглую форму, но в наши дни от него осталась примерно половина — все остальное превратилось в болото, поросшее где камышами, а где чахлыми березками и кустами. «Ну, с богом!» — говорит сидящий за рулем автоконструктор Алексей Макаров, и огромная машина на почти спущенных колесах выкатывается с пологого берега прямо в прибрежные камыши. Мгновение спустя она оказывается в воде. Мы не тонем, плывем… Колеса вездехода, вращаясь, загребают воду, и этого достаточно, чтобы преодолеть небольшой участок чистой воды и подъехать туда, где начинается трясина. Пытаемся выбраться из воды, «Бурлак» страшно кренится и, кажется, вот-вот перевернется.

Снег или болото?

«Мы много экспериментировали с разными конфигурациями, — говорит Алексей Макаров. — Этот «Бурлак» оптимизирован под поездки по зимникам, глубокому снегу, и двигатель у него спереди. А кузов не загружен. Поэтому в воде он немного клюет носом, и угол наката колес недостаточно острый. По болотам на такой ездить можно, но сложнее, здесь предпочтительнее центральное или заднее положение двигателя».

В подтверждение слов конструктора после нескольких попыток снегоболотоход выбирается на трясину и там, где утонуло бы любое колесное средство, идет как по твердой поверхности. Небольшая поездка оказалась для нас с непривычки весьма адреналиновой. На обратном пути «Бурлак» легко преодолел ведущий от озера участок бездорожья, а выкатившись на асфальт, понесся по нему совсем как обычный автомобиль. Хотя, те, кто смотрит на гиганта снаружи, вряд ли воспринимают его таковым.

«Бурлак» впечатляет еще в боксе. Выезд из ворот — ювелирная операция, машина едва-едва проходит. Снегоболотоход на 24 см шире армейского грузовика «Урал-4320» и выше его на 70 см. В кабину без специальной лесенки не залезешь. Клиренс даже при полной загрузке — 70 см. Внутренний диаметр колес — 80 см. «Бурлак» разработан компанией «Вездеходы Макарова», которую создали Алексей Макаров и Максим Белоногов, основатель международного сервиса заказа такси «Максим».

Страсть к бездорожью

«Все началось с любви к путешествиям на внедорожниках, — рассказывает Алексей Макаров. — Я и мои друзья-энтузиасты отправлялись надолго в поездки по Уралу и столкнулись с тем, что географию наших странствий, особенно в межсезонье, заметно сужают возможности машин. Мы не могли пересекать болота, ездить по зимникам. Тогда родилась идея снегоболотохода. Нашим первым детищем стал снегоболотоход «Макар». Это машина средних размеров, нечто вроде известного вездехода «ТРЭКОЛ». «Макар» строился в основном на японских агрегатах — японские двигатели, японские мосты. Построив две машины (для поддержки и подстраховки), мы уже на целый месяц уходили к Полярному кругу, в район Салехарда».

Идею построить снегоболотоход фактически грузового формата подсказал Алексею москвич Алексей Шатов. Поначалу было решено использовать подвеску и ряд других элементов от БТР. Впоследствии по разным причинам от военной основы пришлось уходить, и предпочтение было отдано японским агрегатам, в частности от внедорожников Toyota. Пока ставилась задача создать чисто туристическую машину, набор комплектующих вполне устраивал конструкторов. Но покатавшись со своей новинкой по Приполярью и Заполярью, Алексей Макаров понял, что ее можно использовать как перспективное транспортное средство для тех, кто живет и работает в арктических районах России. Например, необходимо перевезти бригаду вахтовиков и набор припасов и инструментов. Дорога представляет собой зимник, проходящий нередко по льду замерзших водоемов или по схваченным морозом болотам. Не выдержит лед веса обычного грузовика — машина утонет в реке или в болоте, и люди с большой вероятностью погибнут. «Бурлак» не утонет ни при каких обстоятельствах: каждое из его колес (с внутренним давлением 0,1−0,4 атм.) являет собой поплавок водоизмещением 1,8 т. Всего колес шесть. Машина не тонула даже в водах Байдарацкой губы на Карском море — туда вездеход вывозили на испытание. С помощью колес или винта он проплывал по воде, взламывал тонкий лед, а на крепкий лед выбирался, подтягиваемый собственной лебедкой. Кроме того, основные системы «Бурлака» (трансмиссия, тормозная система и пр.) скрыты в так называемой лодке — коробе, который постоянно подогревается теплом двигателя. Все будет отлично работать даже в самый лютый арктический мороз.

На колесах — к полюсу

На сегодняшний день построено четыре опытных экземпляра «Бурлака», и последний из них — предсерийный. Это значит, что он оптимизирован для профессиональной эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Поскольку в этих районах не так-то просто заказать и купить японские детали, машину перестроили на базе широкодоступных в России серийных комплектующих. Трансмиссия — от «Газели NEXT», доработанная раздаточная коробка — от ГАЗ-66, дизельный двигатель Cummins, давно и успешно эксплуатируемый в серийных автомобилях. Впрочем, в конструкции есть ряд оригинальных деталей и узлов, разработанных в стенах компании «Вездеходы Макарова». Это, например, бортовые редукторы, которые разгружают стандартную трансмиссию и облегчают ее работу с колесами большого диаметра. Заказы на такие узлы будут размещать на производственных площадках Екатеринбурга, а чтобы покупатели «Бурлака» могли их своевременно заменить при поломке, вместе с новой машиной компания будет поставлять дополнительный комплект оригинальных запчастей.

Сейчас компания «Вездеходы Макарова» находится в стадии перехода к мелкосерийному производству, возводится новый цех. Однако туристические нужды будут забыты. «Бурлак» останется в формате внедорожного кемпера, но также будет выпускаться в формате вахтовки на 8 человек, включая водителя, и 2 т груза, тестируется и грузовая версия вездехода. Кроме того, Алексей Макаров, Максим Белоногов и еще несколько смелых парней готовят экспедицию к Северному полюсу. Самая большая проблема — обеспечить вездеход достаточным запасом топлива. «Нам придется серьезно переработать машину, — говорит Алексей Макаров. — Нужно избавиться от бортовых редукторов, сохранив большие колеса. Чем больше дополнительной кинематики, тем больше расход топлива, а это в условиях полярных льдов непозволительная роскошь. Значит, надо заново сконструировать трансмиссию. Сначала мы доберемся своим ходом до Северной Земли. Там пополним запасы топлива и припасов и уже на следующий год рванем к полюсу».

Вездеход Бурлак

Бурлак-2016. Полевые испытания автомобиля закончились успешно. Рассказывает конструктор автомобиля Алексей Макаров.

Если говорить откровенно, то само по себе понятие /вездеход / ущербно в принципе, поскольку нет такой машины, которая ходит везде. Всегда в это понятие закладывается некий компромисс между универсальностью и проходимостью и всегда одно в ущерб другому. Нет и не может быть абсолютной проходимости, даже у вертолётов есть свои ограничения по погоде, посадке и прочее, что уж тут говорить о наземном транспорте. При создании машины повышенной проходимости надо иметь чёткое представление тех задач, выполнению которых она должна соответствовать. Это в общем, ну а поскольку речь идёт о конкретном вездеходе ( это слово всё таки привычнее ), то давайте о нём и поговорим. Итак, вездеход БУРЛАК это машина на колёсах низкого давления предназначенная для круглогодичной работы в условиях крайнего севера и тундры. Колёсная формула 6Х6, колёса 1750/720/32*, водоизмещение каждого колеса 1300 кг при наличии поплавков в диске. Двигатель ТОЙОТА 1KZ-TE, турбодизель 145 л/с, при крутящем моменте 350 / 2000 об/мин. Коробка автомат. Две раздаточных коробки, позволяющих выбрать 4 варианта работы трансмиссии в зависимости от условий и загруженности. Крейсерская скорость по твёрдым грунтам 50 км/час при 2500 об/ мин., минимально устойчивой скорости нет, поскольку автомат позволяет беспроблемно двигаться от 0 км/час и выше. В экономичном режиме на твёрдых грунтах расход около 30 литров, в условиях бездорожья 4 – 6 литров в час. Запас топлива 360 литров. Снаряженная масса машины 4 700 кг., полная 8300 кг. Машина способна перевозить до 10 человек и до 2 тонн груза не теряя при этом плавучести. Скорость на плаву до 5 км /час за счёт опускаемого гребного винта. Подвеска независимая, пружинная, дорожный просвет примерно 720 – 750 мм., в зависимости от загрузки. Двигатель и все системы ( топливная, воздушная, тормозная и гидравлика ) расположены внутри гидроизолированной лодки, то есть в тепле и имеют доступ из салона. Любой ремонт, кроме замены двигателя, может выполняться в условиях тундры, поскольку максимальный вес агрегатов не превышает 90 кг это центральная раздаточная коробка и конструкция лодки обеспечивает свободный доступ ко всем узлам. В машине имеется система централизованной подкачки колёс, два автономных отопителя салона по 2 КВТ, предпусковой подогреватель, лебёдка, спальные места для 10 человек, стол, газовая плита и прочие необходимые мелочи. Так же обеспечены максимальные удобства, как для водителя, так и для пассажиров. Именно эта машина создана для конкретной задачи, достижения Северного Полюса и возвращения обратно командой из 8 человек и двух машин. То, что показано на видео это первый этап испытания машины в рамках подготовки экспедиции на Полюс в 2018 году. В ходе испытаний машина прошла проверку на сверхнагрузки, возможность передвижения в условиях дрейфующих льдов, плавания в солёной воде, выход на лёд и прочие чудеса с которыми нам предстоит столкнуться в процессе экспедиции. По результатам испытаний сделаны соответствующие выводы по доработке конструктива. Общий пробег составил 2800 км, по зимникам, тундре, горам и снежной целине. С нами в этой поездке был Василий Елагин, человек который на сделанных им же вездеходах ЕМЕЛЯ дважды, побывал на Северном Полюсе, при чём второй раз, пересекая его на пути в Канаду без какой либо поддержки извне. Безусловно, его помощь и мнение по поводу возможности на БУРЛАКах достижения заветной цели для нас весьма важны. На фоне той информации, которая была накоплена им и его командой за время предыдущих экспедиций, наша задача несколько упрощалась, но формат тяжелых машин подразумевает несколько другую тактику движения, которую нам ещё предстоит нарабатывать. Тем не менее, осторожный оптимизм по поводу успеха нашей авантюры он все -таки высказал, с поправкой на внешние факторы, которые предсказать невозможно. В 2017 году нам предстоит уже двумя машинами и шестью прицепами добраться до Северной Земли, остров Голомяный с одноимённой полярной станцией и оттуда в 2018 стартовать на Полюс. На самом деле всё не так просто и от громких высказываний по этому поводу я пока скромно воздержусь, как говориться /время покажет/. Если уважаемый читатель набрался терпения дочитать до этого момента, то у него не может не возникнуть вопрос : а будет ли производство БУРЛАКА и сколько он может стоить? Ведь сделана огромная работа и неужели это всё ради какой то детской мечты про Северный Полюс, с точки зрения здравого смысла – полный бред. Согласен на все сто. Есть много различных вездеходов типа ТРЭКОЛ с грузоподъёмностью до 1 т, но в формате БУРЛАК нет, а необходимость в такой технике есть. Машина, безусловно, имеет право на жизнь и перспективы использования её в различных сферах весьма обширны, но я, как создатель данного аппарата, в силу собственного опыта, сильно не уверен в том что найдётся некая организация готовая сдвинуть эту тему с мёртвой точки. На моём счету это уже 8-ая машина, сделанная мною и моими друзьями в мастерской частного дома и дальше этого формата я, к сожалению, до сей поры не вышагнул. Разговоров на эту тему было достаточно, но разговорами всё и закончилось, так что иллюзий этому поводу я не питаю. Возможны, конечно, варианты, но говорить об объёмах, ценах и сроках можно очень приблизительно. Поэтому на данный момент, весну 2016 года, мы имеем то, что имеем и очень не хочется брать на себя обязательства, возможность выполнения которых я, для себя, слабо представляю, поймите правильно.

Бурлак-2016.«Бурлак» отправляется на испытания на Карское море. . показать/скрыть все новости

Екатеринбургский автоконструктор и путешественник Алексей Макаров создал арктический вездеход, на котором планирует достичь Северного полюса. Завтра автомобиль стартует к месту серьезных испытаний. 16 марта команда единомышленников отправляется на Карское море для испытания вездехода «Бурлак». Машина специально сконструирована для покорения Северного полюса на колесных автомобилях в автономном режиме. Автомобильная трансарктическая экспедиция запланирована на 2018 год. Масштабные испытания на земле, плавучих льдах и воде должны проверить эксплуатационные характеристики вездехода. Путешественники доставят автомобили на трейлере из Екатеринбурга до города Ивделя, затем отправятся своим ходом через Воркуту до Байдарацкой губы, откуда пройдут по побережью Карского моря до Салехарда и по суше возвратятся к месту старта. Маршрут планируется преодолеть за три недели. На испытаниях «Бурлака» будет сопровождать вездеход «Макар» — уже проверенная машина, которая добиралась до мыса Челюскин. Маршрут движения до Байдарацкой губы планируется проложить по ранее пройденному пути на вездеходах «Макар». После испытаний будет построен второй вездеход «Бурлак». В 2017 году вездеходы дойдут до точки старта экспедиции — полярной станции на архипелаге Северная Земля, а в следующем сезоне будет предпринята попытка штурма Северного полюса.

«Бурлак» — это шестиколесный автомобиль-амфибия, сконструированный по концепции БТР-60. Длина вездехода — 6,6 метра, ширина — 2,9 метра, высота — 3,2 метра, наружный диаметр колес — 1,75 метра. Вес машины — около 4 тонн. Доступ ко всем узлам и агрегатам осуществляется изнутри салона, чтобы суровые полярные условия не мешали ремонтировать вездеходы. Герметичная конструкция корпуса и наличие гребного винта позволяют машине держаться на воде и маневрировать среди разломов льда» — объясняют создатели автомобиля-амфибии. В конструкции вездехода используются как типовые надежные узлы и агрегаты, так и эксклюзивные детали. Например, часть агрегатов взята от БТР и внедорожника Toyota Land Cruiser, а трансмиссия и раздаточная коробка разработаны самостоятельно. Шины низкого давления наружным диаметром 1,75 метра и шириной 72 сантиметра произведены по спецзаказу в Китае. Условия для участников экспедиции в салоне вездехода комфортные: четыре спальных места, кухня с газовыми горелками для приготовления еды, умывальник, душ. Регулируя подачу тепла от двигателя, можно поддерживать комфортную температуру. Салон обшит утеплителем и синтетическим войлоком, сохраняющими тепло продолжительное время, а кузов — алюминием толщиной 1 мм.

Идея автомобильной трансарктической экспедиции принадлежит екатеринбургскому конструктору Алексею Макарову. Он вдохновился рекордом путешественника Василия Елагина, который в 2009 году первым в мире добрался до полюса на колесных автомобилях «Емеля». В испытаниях будет участвовать почти весь экипаж предстоящей экспедиции: руководитель Алексей Макаров, Василий Елагин, любители экстремального спорта Максим Белоногов и Андрей Иванов, механики Александр Мяконьких и Сергей Берент.

Вездеход Бурлак

Группа российских путешественников отправляется на Карское море для испытания уникального вездехода. Транспортное средство, получившее название «Бурлак», было сконструировано специально для установления мирового рекорда — покорения в автономном режиме Северного полюса на колесных автомобилях. Правда, сам рекордный поход должен состояться позже – в 2018 году.

Разработчики утверждают, что «Бурлак» не имеет аналогов в мире. Чтобы слова не расходились с делом, машине предстоят масштабные испытания – на земле, в районе плавучих льдов и даже на воде.

Постройка вездехода и попытка установления нового мирового рекорда стали возможны благодаря финансовой поддержке со стороны основателя службы заказа такси «Максим», путешественника Максима Белоногова.

Начнется поход за рекордами в славном городе Екатеринбурге. Правда, не своим ходом. На трейлере вездеход доставят до Ивделя, а затем он (уже своим ходом) отправится в Воркуту и далее до Байдарацкой губы. Оттуда путешественники проследуют по побережью Карского моря до Салехарда и по суше возвратятся к месту старта. Весь маршрут планируется преодолеть за 3 недели. На испытаниях «Бурлак» получит поддержку – в дороге его будет сопровождать другой вездеход под названием «Макар» – машина проверенная; однажды она своим ходом добралась до мыса Челюскин.

После того как испытания будут завершены, будет построен второй вездеход «Бурлак». Его судьба – дойти до точки старта экспедиции на Северный полюс — полярной станции, расположенной на архипелаге Северная Земля. Наконец, должен пройти еще год, чтобы подготовка к покорению Северного полиса была полностью закончена.

Идея организовать серию походов в Арктику принадлежит конструктору Алексею Макарову из Екатеринбурга, который был по-настоящему вдохновлен подвигом путешественника Василия Елагина, который в 2009 году первым в мире добрался до полюса на колесных автомобилях «Емеля». «Емелям» не повезло, их бросили на полюсе (участники экспедиции вернулись домой на вертолетах). Макаров решил пойти дальше: доехать туда, а затем вернуться обратно, при этом не пользоваться посторонней помощью (без заброски авиацией топлива и продуктов питания). Кстати, Василий Елагин также примет участие в экспедиции. Вместе с Елагимным и Макаровым – любители экстремального спорта Максим Белоногов, Андрей Иванов и Сергей Лапин, механики Александр Мяконьких и Сергей Берент.

Обзор технических характеристик

Вездеход «Бурлак» – шестиколесный автомобиль-амфибия, разработанный на базе бронетранспортера БТР-60. Его длина составляет 6,6 метра, ширина – 2,9 метра, высота — 3,2 метра, диаметр колес – 1,75 метра, вес – около 4 тонн.

Доступ к узлам и агрегатам осуществляется из салона – суровые полярные условия не должны мешать ремонтировать вездеходы. Герметичная конструкция и наличие гребного винта позволяют вездеходу держаться и двигаться по воде. Салон обшит утеплителем и синтетическим войлоком – он сохраняет тепло продолжительное время, кузов, в свою очередь, обшит алюминиевым листом толщиной 1 мм.


Фото логотипа вездехода “Бурлак”

Часть агрегатов для «Бурлака» была взята от БТР, другая – от внедорожника Toyota Land Cruiser, трансмиссия и раздаточная коробка – собственные. Шины низкого давления произведены в Китае по специальному заказу.

В салоне четыре спальных места. Здесь же – кухня с газовыми горелками для приготовления еды, умывальник, душ. Температура в салоне обеспечивается теплом от двигателя.

Источники:
http://www.yemelya.ru/burlak.php?lnk=2016
http://avtomancar.ru/news/vezdekhod_burlak/2016-03-15-130
http://avtomancar.ru/news/vidy_dorozhnykh_katkov/2019-06-04-348

Ссылка на основную публикацию