Opel Kapitan 1948–50 – описание и технические характеристики модели

Chelz › Блог › Opel Kapitan 1939-го. Трофей из Берлина

Очередная заметка об интересных найденных автомобилях на территории “синеокой”. Приятного просмотра!

Что, где, когда?
Дело было более месяца назад в Минске. Изучая большой гаражный кооператив в Степянке, увидели с другом это:

Мозг ещё не осознал, на что мы наткнулись, а тело уже двигалось в направлении владельца, чтобы задать ему море вопросов и попросить разрешение зайти в гараж и потрогать раритет. Разрешение получено, но ответы на вопросы нет… Я думаю, хозяину надоело отвечать всем проходимцам на одно и то же, поэтому с нами он разговаривал неохотно. Пришлось строить предположения 🙂

Занимательный диалог
Итак, машина 39-го года. Я так думаю, трофейная. Сказав фразу “Ждём на Ретро-Минске”, владелец на полном серьёзе ответил: “Она уже была там.” Что-что? Никогда данный Opel не участвовал в выставках. Изучив весь рунет, я не нашёл ни одного снимка этого экспоната.

Удалось посидеть в салоне. Блок приборов-указателей от ранней Nysa.

Открываем капот (тяжёлый, однако!). В комментариях разобрались, что двигатель S-21 польского производства от Нысы или Жука, 4-цилиндра, 70 л.с., верхнеклапанный.
Попутно задали вопрос: “Это же Kapitan?”
На что нам ответили: “Ну да, скоро будет Kapitan”. А владелец-то с юмором дружит 🙂

“Из рук в руки”
Я, разумеется, не эксперт, но кое-какие догадки выскажу. Авто красилось, варилось, мазалось… Видимо, в 90-х или начале “нулевых”.
А теперь самое интересное. Показав находку товарищу 4675 , через пару минут получил от него фото из журнала “Из рук в руки” 2007-го года.
Тогда за него просили 4.500$. Для такой машины это совсем немного. Как нам пояснил нынешний владелец, купил он его пару лет назад (2013-й. У кого же тогда находилась машина до этого? Или её 5 лет продавали?). Номера есть (нового образца, чёрные советские сохранить не удалось). Фотографии Опеля ещё нигде не светились, значит, в город на нём ещё не выезжали…

История модели
Kapitan — последняя модель Опеля перед войной. На внутреннем рынке появился в 38-м, а весной 39-го был представлен публике на Женевком автосалоне. Несущий кузов, независимая подвеска передних колёс, двигатель 2.4 литра мощностью 55 л.с., 3-КПП, макс. скорость 126 км/ч.

Выпускался Opel в 3-х вариантах: двухдверный лимузин, четырехдверный лимузин и двухдверный кабриолет. Всего до прекращения производства осенью 1940 года было выпущено 25374 машин.

Kapitan пользовался популярностью в войсках, т. к. получился удобным и надёжным.

После войны благодаря финансовой поддержке General Motors Опель раньше других производителей смог возобновить выпуск автомобилей. Был произведён рестайлинг модели: рассеиватели фар шестигранной формы заменили на круглые, коробку перенесли на рулевую колонку, кузов стал трёхъобъёмным седаном вместо двухъобъёмного фастбэка… В период с 1948 по 1953 гг. произвели почти 80 тысяч машин!

Зарубежный аналог
В 1943-м Opel Kapitan попал на Горьковский автозавод. Конструкторы внимательно его изучили, впоследствии применив некоторые решения на “Победе”. Например, использовали независимую переднюю подвеску.
По сути Kapitan для горьковчан являлся зарубежным аналогом.

Коллега из Могилёва
Год назад в Беларуси продавался такой автомобиль в Могилёвской области за 5000$. Написано, что продан. Надеюсь, когда-нибудь увидим его на ретро-выставках!

В кинематографе
Логично, что машина светилась во многих фильмах про войну. В коротких сценах его часто можно увидеть. Например, в фильмах “Генерал Нил”, “Пламя, Flammen & Citronen”, “Солдаты королевы” и др.

Буду рад, если найдётся человек, что-либо знающий о вышеописанной машине!

Технические характеристики автомобилей Opel / Опель

Тех. характеристики

  • Opel Adam (3)
  • Opel Agila (10)
  • Opel Ampera (1)
  • Opel Antara (10)
  • Opel Arena (4)
  • Opel Astra (267)
  • Opel Calibra (4)
  • Opel Cascada (5)
  • Opel Combo (34)
  • Opel Corsa (83)
  • Opel Frontera (20)
  • Opel GT (1)
  • Opel Insignia (85)
  • Opel Kadett (1)
  • Opel Meriva (23)
  • Opel Mokka (7)
  • Opel Monterey (12)
  • Opel Movano (156)
  • Opel Omega (26)
  • Opel Signum (19)
  • Opel Sintra (3)
  • Opel Speedster (2)
  • Opel Tigra (5)
  • Opel Vectra (131)
  • Opel Vita (2)
  • Opel Vivaro (36)
  • Opel Zafira (45)

Автомобильный каталог содержит описание, технические характеристики и фотографии автомобилей Opel / Опель, выпускаемых с 1997 г.

  • www.opel.com
  • www.opel.de
  • www.opel.ru

История марки Opel

Основатель крупнейшего западногерманского автомобильного концерна Адам Опель родился весной 1837 года в старинном немецком городке Рюссельсхайме. Он был старшим сыном в семье скромного кузнеца и с детства отличался способностями к механике. Уйдя “на заработки”, Адам Опель пять лет подмастерьем скитался по Европе. В августе 1862 года он вернулся домой, мечтая сконструировать швейную машинку, подобную той, что ему довелось видеть на парижской выставке. Дядя отдал Адаму свой коровник, где тот оборудовал мастерскую и приступил к осуществлению этого замысла. Швейная машинка вышла великолепно: ее “оторвали с руками”, даже не дав мастеру завершить работу. Дела Адама шли настолько хорошо, что в 1868 году он смог построить двухэтажную мастерскую по производству швейных машин.

У Адама Опеля было пятеро сыновей – Карл, Вильгельм, Генрих, Фридрих и Людвиг. Ребята росли и все, как один, обожали велосипеды. Опель-старший особого пристрастия к этому транспортному средству не питал, однако энтузиазм молодых оказался заразителен, и с 1887 года Опель помимо швейных машин стал выпускать велосипеды.

Повзрослев, сыновья живо заинтересовались самодвижущимися экипажами из Мангейма, Каннштадта, Парижа. Они видели в них будущее отцовского завода. Отец же не спешил переориентировать семейное предприятие.

8 сентября 1895 года основатель семейного бизнеса скоропостижно скончался от сыпного тифа. Его наследство переходило в равных долях вдове и двум старшим сыновьям. После кончины Адама Опеля реализации планов сыновей противилась София, остававшаяся единомышленницей мужа. Переубедить ее помогли свалившиеся на фирму неприятности – перепроизводство велосипедов и падение спроса на них.

В 1897 году Фридрих и Вильгельм присмотрели на демонстрационном заезде в Берлине простенький, но достаточно резвый экипаж работы Фридриха Леопольда Лутцмана из Дессау. К 21 января 1899 года было достигнуто соглашение, по которому предприятие Лутцмана переходило под контроль семейства Опель, а сам он получал пост технического директора. Весной из ворот завода в Рюссельсхайме гордо выкатился на своих цельнолитых шинах первый одноцилиндровый Lutzman Opel. Горизонтально расположенный под сиденьем мотор заводился вручную. Для этого требовалось провернуть огромный маховик – других стартовых приспособлений не имелось. Конструкция оказалась очень “сырой”, распродавалась плохо, и финансовые бреши приходилось затыкать за счет доходов от реализации велосипедов и швейных машин. Вскоре выпуск лутцмановских повозок решено было прекратить.

Однако первая неудача не остановила братьев Опель. В 1900 году Карл, Вильгельм и Фриц привезли из Парижа контракт с французским автомобильным заводом Darrak. А в 1902 году на немецком рынке появился Opel Darrak, полностью собранный в Германии. Дела фирмы пошли в гору, и братья принялись за разработку собственных моделей. В 1906 году истек срок контракта с французами, но к этому времени Opel твердо стоял на ногах и не нуждался в посторонней помощи.

В те годы Opel был знаменит не столько производственными достижениями или коммерческими успехами, сколько азартом, с которым фирма участвовала в спортивных мероприятиях. Победа в гонке на Приз кайзера Вильгельма в 1907 году значительно подняла престиж предприятия. При создании изящных автомобилей 1908 года были использованы конструктивные особенности автомобиля-победителя в гонке 1907 года. Но в основном предвоенные модели Opel, несмотря на постоянные усовершенствования, были машинами среднего класса, сработанными на совесть, но без претензий.

В годы первой мировой войны фирма выпускала грузовые автомобили для армии. Однако инженеры не теряли времени даром. В 1920 году было разработано несколько вариантов новой модели Opel, но инфляция помешала воплотить эти планы в жизнь. Решено было предпринять радикальные меры по выходу из кризиса.

Группа ведущих инженеров фирмы во главе с Вильгельмом Опелем отправилась за океан – перенимать накопленный в США опыт массового производства автомобилей. Вернувшись домой, они рьяно принялись воплощать в жизнь американские идеи. В период с 1923 по 1924 год старый завод преобразился: все станки с верхними приводными шкивами были заменены современным оборудованием с электрическим приводом. Главной новинкой был первый и на тот момент единственный в Германии сборочный конвейер.

Устаревшие модели были сняты с производства. Все надежды фирма Opel отныне возлагала на двухместный автомобиль, очень похожий на тот, что два года назад выпустил на рынок Citroen. Сходство оказалось настолько разительным, что французы подали в суд. Opel проиграл процесс и был вынужден изменить хотя бы внешний вид автомобиля. Модель называлась “412л.с.”, но стоило ей появиться в продаже, как об официальном наименовании было забыто. Все сходящие с конвейера автомобили окрашивались в яркий, сочный зеленый цвет, за что и поплатились – к машине намертво пристала кличка Laubforsch (“лягушонок”). К 1927 году выпуск “лягушат” достиг 39000 штук. 8000 рабочих могли изготавливать до 250 машин в день.

Успех немецкой фирмы, выпускающей легковые автомобили массового класса, привлек внимание президента американской корпорации General Motors по вопросам экспорта Джеймса М. Муни. В те годы предприятию Opel, бывшему лидером среди немецких автопроизводителей, приходилось нелегко: немецкие марки автомобилей отступали под натиском импортных, по большей части американских, машин.

Положение не спасали даже рекордные результаты, установленные Фрицем Опелем на треке AVUS на гоночных автомобилях RАК-I и RАК-II с реактивными двигателями.

В 1925 году вся Европа говорила о покупке концерном General Motors английского предприятия Vauxhall. Уже весной следующего года Opel решил последовать примеру англичан и обратился за покровительством к заокеанскому гиганту. Не прошло и трех лет, как было подписано официальное соглашение – фирма Adam Opel AG стала филиалом General Motors.

Теперь производственная программа предприятия была направлена на выпуск максимально возможного числа моделей из минимального количества унифицированных узлов и кузовов. Кузова всех машин стали просторнее, крылья приобрели закругленные очертания, а внутри нашлось место для запасного колеса. В 1934 году автомобили немецкого филиала, как и все прочие творения General Motors, перешли на независимую переднюю подвеску. На следующий год Opel первым из немецких автопроизводителей выпустил за год более ста тысяч машин.

В феврале 1936 года на Берлинском автосалоне был представлен автомобиль Olympia – первая серийная машина с цельноструктурным несущим кузовом. Она положила начало новому направлению в конструировании малолитражек.

Рынок недорогих автомобилей пополнился моделью Р-4, выполненной в стиле 20-х годов. Двигатель этой машины был надежен и продуман до мелочей, что позволило установить его на очередную модель – Opel Kadett (1936 г.) До войны с конвейера сошло около 107000 автомобилей марки Kadett. В конце 30-х годов Opel выпустил две новые шестицилиндровые модели: Opel Super (1937 г.). и Opel Kapitan (1939 г.). Довоенная модель высшего класса носила гордое имя Opel Admiral.

Однако, несмотря на огромные успехи, фирма Opel в предвоенные годы отнюдь не процветала. Ограничения, наложенные фашистским режимом, отрицательно сказались на прибылях General Motors. В 1939 году фашистское руководство Германии потребовало от фирмы поставить на поток армейский грузовик Blitz, гаубицы и детали для самолетов, что дало повод новому президенту General Motors Уильяму Кнудсену иронически констатировать: “На нашем немецком предприятии полным и безраздельным хозяином стал Гитлер, с чем имею честь поздравить всех владельцев и совладельцев концерна. “

Полная переориентация производства на выпуск военной продукции не прошла мимо бдительного ока Королевских ВВС Великобритании. Английская авиация в августе 1944 года нанесла визит в Рюссельсхайм, и этот город постигла участь Ковентри. К моменту капитуляции Германии бранденбургский завод фирмы находился в глубине советской оккупационной зоны. Русские получили у союзного командования санкцию на вывоз инструментов, оборудования, штампов и чертежей марки Kadett для налаживания производства этих машин в Лейпциге. Все необходимое было полностью отгружено к концу июля 1946 года. С тех пор Opel больше не видел своего оборудования.

А вот Kadett довелось увидеть многим: не прошло и полгода, как новый завод малолитражных автомобилей на окраине Москвы приступил к производству “Москвича – 400”, как две капли воды похожего на довоенный Opel Kadett. В 1950 году эти машины стали продавать в Финляндию и Бельгию, причем в сопроводительных документах упоминалось, что запчасти к “Москвичам” легче всего приобрести в Германии.

После войны немецкие города стали подниматься из руин. Вскоре наполовину восстановленный завод в Рюссельсхайме возобновил выпуск полуторатонных грузовиков Opel Blitz с шестицилиндровым двигателем от модели Opel Kapitan.

Затем очередь дошла и до легковых автомобилей. Проще всего было бы возобновить производство Opel Kapitan – ведь сборка двигателя “от него” уже наладилась – но оккупационные власти не разрешали выпуск легковых автомобилей с двигателями объемом более 1,5 л. Наиболее мощной из удовлетворявших этому требованию машин оказалась Olympia, которая и была в ноябре 1947 года запущена в серийное производство.

В 1953 году на автосалоне во Франкфурте был продемонстрирован Opel Olympia Rekord, завоевавший в послевоенной Германии неслыханную популярность.

Сегодня Adam Opel AG является самым крупным филиалом General Motors за пределами Соединеных Штатов. На заводах фирмы, расположенных в Рюссельсхайме, Бохуме, Кайзерслаутерне, Берлине и в бельгийском городе Антверпене, работает более 55 тысяч человек. Марка Opel объединяет автомобили, рассчитанные на любой вкус, запросы и достаток: Corsa, Tigra, Astra, Vectra, Calibra, Omega. Не стоит забывать внедорожники Frontera и Monterey, а также новый минивэн Cintra.

Источники:
http://www.autonet.ru/auto/ttx/opel
http://classicretrocar.ru/germany/opel-olympia-a-b-c.html

Ссылка на основную публикацию