Трехколесный BMW Isetta – описание

Содержание

BMW › KUNST! Самый необычный автомобиль в истории баварской марки

BMW — это дорогие и мощные драйверские машины? Как бы не так — Isetta была дешёвой, дохлой и годилась лишь для неспешных поездок.

Если бы в разгар увлечения «шестисотыми» Мерседесами сказал нашим крутым пацанам о том, что в природе существует и «шестисотый Бумер» — можно себе представить, как загорелись бы у них глаза! И как вытянулись бы их физиономии, когда они увидели бы, что это чудо собой представляет…

А началось всё вскоре после Второй мировой. Немцы с редкостным упорством во второй раз за тридцать лет навели в Европе полный шухер, через что сами больше всех и пострадали. Поскольку в стране после войны жилось очень небогато, а ездить на было надо, на свет божий вместо нормальных автомобилей стали появляться всякие экзотические уродцы, часто трёхколёсные, с моторчиками ничтожной мощности. В те годы немцы катались на таких причудливых конструкциях, как «кабинероллер» Messerschmitt, трициклы Heinkel и , крохотные микролитражки Gutbrod и Goggomobil, и многие другие (названия прямиком из Люфтваффе неслучайны: ведь авиазаводы остались не у дел).

Дверь Isetta открывалась вперёд, а заводить её надо было ключом.

Особенно тяжело приходилось фирмам с устоявшейся репутацией производителей элитных машин — таким, как те же «Баварские моторные заводы» (Bayerische Motoren Werke — BMW). Первоначальной и основной продукцией этой компании были авиационные моторы. Не зря же её знаменитый логотип представляет собой стилизованный вращающийся пропеллер. Понятно, что в годы войны заводы BMW подвергались беспощадным союзным бомбёжкам. Производство автомобилей возобновилось только в 1952 году. В серию пошла дорогая BMW 501, спрос на которую был слишком мал, чтобы обеспечить фирме прибыль.

Убранство интерьера выглядело примерно так. Передачи переключались рычагом слева от руля.

Тогда пришлось вернуться к тому, с чего компания и начала в 1928 году автомобильное производство, когда приобрела другую немецкую фирму Dixi, а вместе с ней — лицензию на выпуск дешёвой английской модели Austin 7. В Германии она выпускалась под названием Dixi DA1. Но на этот раз для копирования выбрали модель Isetta, разработанную итальянской фирмой ISO.

В Германии BMW Isetta считалась мотокупе, и права для её вождения нужны были только мотоциклетные.

В начале эта компания специализировалась на выпуске скутеров и холодильников. Когда её владелец Ренцо Ривольта (Renzo Rivolta) решил, что пора приступать к выпуску микролитражных автомобилей, его конструкторы создали очень необычную машину. , её единственная дверь находилась… спереди. Чтобы водитель мог попасть на своё место, рулевую колонку сделали раздвигающейся и на шарнирах, так что при открытой двери руль оставался прикреплённым к ней. Второй особенностью машины была существенно меньшая ширина задней колеи по сравнению с передней. При этом отпадала нужда в дифференциале, и оба задних колеса были жёстко закреплены на одной оси. Непривычная конструкция и необычный вид породили шуточки о том, что Изетту сделали, поставив рядом два скутера и приделав сверху холодильник. Впрочем, остальные послевоенные «мотокупе» смотрелись ничуть не лучше.

Слева — немецкая Isetta 250, а справа — её экспортная трёхколёсная версия.

Презентованная публике в ноябре , двухместная Isetta вызвала сенсацию. В следующем году несколько таких машин участвовали в знаменитой гонке Mille Miglia (что в переводе с итальянского означает «Тысяча миль») и даже заняли три первых места в своём классе, пройдя всю трассу со средней скоростью более 70 км/ч. Это поразительный результат, если учесть, что максимальная скорость этих малюток не превышала 85 км/ч. Однако в Италии Isetta так и не стала хитом продаж. Вероятно, сильнейшей конкуренции со стороны FIAT с его «настоящим автомобилем» 500C. Всего в Италии было собрано около 1000 Изетт плюс ещё примерно 4 тысячи таких же машин в грузовом варианте Autocarro, которые могли перевезти до 600 килограммов.

Кто бы мог подумать, что и на таких машинах будут участвовать в гонках.

в дело и вступила BMW. В 1954 году она приобрела у итальянцев не только лицензию на выпуск Изетты, но и всю производственную оснастку. Впрочем, инженеры BMW творчески подошли к делу, существенно пересмотрев конструкцию, и главное — снабдив машину более надёжным и мощным четырёхтактным мотоциклетным мотором. На первую германскую модификацию этой машины — BMW Isetta 250, выпускавшуюся с 1955 года, — ставили мотор с воздушным охлаждением, выдававший 12 лошадиных сил. В следующем году появилась BMW Isetta 300. Ее моторчик показывал на 1 лошадиную силу больше. Максимальная скорость осталась прежней, однако машина стала более приёмистой, особенно на подъёмах.

На переднем диване Isetta при желании можно было усесться и втроём.

Необычный внешний вид порождал всевозможные прозвища. Например, в Германии её называли «катящимся яйцом» и даже «гробом на колёсиках» — возможно, того что пассажиры, отделённые от передних машин только тоненькой дверцей, не чувствовали себя в безопасности. А в латиноязычных странах Изетту наградили и вовсе неприличным на наш слух прозвищем — huevito! Впрочем, в переводе это означает «маленькое яйцо»…

мотоциклетный двигатель
первых BMW Isetta.

Несмотря на причудливую конструкцию (а, может быть, благодаря ей), Isetta пользовалась неплохим спросом, причём не только в Германии, где для управления ею было достаточно иметь мотоциклетные права. В степени Isetta даже стала символом послевоенного возрождения Европы и в качестве характерного европейского курьёза тех лет то и дело мелькает даже в голливудских фильмах. Например, именно на ней Одри Хепбёрн (Audrey Hepburn) разъезжает по Парижу в фильме «Смешная мордашка» (Funny Face). Своих верных поклонников Isetta имеет до сих пор. Автор этой статьи нынче летом своими глазами видел живую Изетту на трассе в северной Баварии. Малютка исправно тарахтела по шоссе, только, к сожалению, собрала за собой длинный хвост из более быстроходных машин…

Смогла ли Isetta на фотографии забраться на этот склон — осталось загадкой.

Isetta собиралась во многих других странах, включая Испанию, Францию, Великобританию и даже Бразилию, где она стала первым промышленно выпускавшимся автомобилем. В Англии, между прочим, строился трёхколёсный вариант — дело в том, что там трициклы облагались налогом по существенно меньшей мотоциклетной таксе, что делало их в этой стране достаточно популярными.

Isetta с тентовым верхом — почти кабриолет!

Дешёвая BMW Isetta и дорогая 502 выпускались одновременно. Но прибыль приносила только первая.

Производство Изетты в Германии за 8 лет (с по 1962 год) составило более 160 тысяч штук — не самый плохой для тех лет показатель. Ну а так как покупатель с годами становился более требовательным, для удовлетворения его запросов в 1957 году и появился «шестисотый» — BMW 600. По сути, это была четырёхместная версия Изетты. Передняя часть осталась без особых изменений, и вход на водительское сиденье осуществлялся через дверь в передней стенке. Зато сзади машину удлинили, добавив ещё одно кресло (на которое можно было попасть уже через нормальную дверь, но только с правой стороны), ширина колеи для обеих осей стала одинаковой.

А это — та самая «шестисотая BMW» с двумя рядами сидений и дополнительной дверцей.

На этой машине стоял уже оппозитный мотор объёмом в 582 кубических сантиметра — вот откуда и «выросло» число 600 в названии. Он развивал уже 19 лошадиных сил, а скорость машины зашкаливала за 100 километров в час. Однако этот автомобиль хитом продаж не стал. Вероятно, покупателям, созревшим для нормальной машины, требовалось нечто более солидное. Вдобавок уже сказывалась конкуренция со стороны «Жука» — Volkswagen Beetle. BMW 600 продержалась на конвейере 3 года и была произведена в количестве немногим менее 35 тысяч штук.

BMW Z8 — одна из величайших машин баварцев. Своим рождением она во многом обязана Isetta.

На смену «шестисотому» пришла более основательная модель BMW 700, имевшая традиционную конструкцию и дизайн, уже несущий черты классических «акулоносых» BMW. Но именно самая первая Isetta позволила «Баварским моторным заводам» восстать из пепла и начать производить замечательные драйверские автомобили, за которые мы так любим BMW.

BMW Isetta

BMW Isetta — небольшое, трехколесное транспортное средство, которое успешно повлияло на историю развития компании БМВ, и, пожалуй это самый необычный мото-автомобиль который был произведен компанией БМВ когда либо. Описание и история модельный ряд БМВ Изетта, технические характеристики и фото

BMW Isetta Special three-wheeler 1959 — 1961

Трехколесный вариант BMW Isetta был изготовлен в Мюнхене, в первую.

BMW Isetta Pick-up 1956 — 1957

В дополнение к поставляемым автомобилям, с 1956 по 1957 год.

BMW Isetta Cabriolet 1956 — 1957

В дополнение к поставляемым автомобилям, с 1956 по 1957 год.

BMW Isetta 300 Export 1956 — 1962

В BMW Isetta 300 Export производительность и эффективность не изменилась.

BMW Isetta 250 Export 1955 — 1962

В первой, стандартной версии Иззета 1955 года в значительной степени внешне.

BMW Isetta 300 Standard 1955 — 1957

BMW Isetta 300 Standard была запущена в производство в качестве.

История Isetta — мини-автомобиля, спасшего BMW

Компания BMW после Второй мировой войны оказалась в печальном положении. Она потеряла большинство заводов, оказавшихся на территории, подконтрольной советским войскам. СССР, уже предпринимавший первые шаги по созданию на этих землях социалистического немецкого государства, видеть «проклятых капиталистов» там явно не желал и возвращать ничего не планировал.

Завод в Айзенахе после ВМВ начал производить те же BMW, что и до войны, а позже освоил новую модель, и все это уже под руководством коммунистов. Фабрика в Бранденбурге и вовсе оказалась закрыта и снесена. Советская администрация опасалась, что если начнется война с бывшими западными союзниками, немцы встанут на их сторону, а потому нельзя оставлять в руках германцев такой мощный промышленный комплекс.

Все, что осталось в руках BMW, — мюнхенский завод, изрядно потрепанный бомбардировками. Его предстояло еще восстановить, но даже с учетом этого производить машины компания не могла, так как англичане с американцами запретили ей собирать авто. В итоге фирма ограничивалась выпуском мотоциклов малой и средней кубатуры, а первый послевоенный автомобиль BMW вышел только в 1951 году.

К середине 50-х компания BMW находилась в шаге от разорения. Единственная производимая модель авто BMW 501 была дорогой и несколько архаичной, в то время как поправляющаяся от послевоенной разрухи Европа нуждалась в доступном транспорте. У баварской компании такой не было, и даже опыт конструирования подобных транспортных средств в довоенную эпоху отсутствовал.

Рождение Isetta

Италия 50-х, как и ФРГ, в 50-е только восстанавливалась после войны. Рынку нужна была машина, доступная народу, и такая появилась. В 1952 году компания Iso SpA представила публике мини-автомобиль доселе невиданной формы. Каплеобразная малолитражка не имела дверей по бокам, единственная дверца располагалась спереди и откидывалась вместе с рулевой колонкой.

Посадочных мест внутри было всего два: водительское и пассажирское. Багажного отсека у машины не было. Для вещей предусматривались место за сидением на моторном щите и навесной решетчатый багажник сзади. Впрочем, из-за использования слабого мотора, особой грузоподъемностью похвастать автомобиль не мог.

Особенностью Isetta стала ходовая часть с сильно отличающимися по ширине передней и задними осями. Если посмотреть сбоку, то может показаться, что автомобиль трехколесный, хотя на самом деле их четыре. Расстояние между колесами составляло 48 см, поэтому можно было обойтись без использования дифференциала, удорожающего конструкцию.

Использованное решение не способствовало устойчивости авто на скорости. За «экстрим» и склонность к опрокидыванию большую, чем у машин обычной компоновки, «Изетту» прозвали «аллилуйя-авто».

Iso Isetta имела заднемоторную компоновку с задним приводом. В качестве силовой установки первоначально использовался мотор от скутера Iso, имеющий рабочий объем 236 кубических сантиметров и выдающий 9,5 л.с. Примечательной чертой мотора была схема сплит-сингл, то есть под одной головкой находились два цилиндра, имеющих общую камеру сгорания. Трансмиссия была 4-ступенчатой, также имела заднюю передачу, а привод на колеса осуществлялся цепью, как и на мототехнике.

Isetta в руках BMW

В 1954 году компания Iso решила продать права на производство Isetta, чтобы переключиться на выпуск авто более высокого класса. Покупателем стала именно немецкая BMW, запустившая машину в серию в апреле 1955 года. В дизайн Isetta были внесены небольшие изменения, а место необычного итальянского мотора занял хорошо освоенный в производстве немецкий, от мотоцикла BMW R25 3-го поколения.

Новый мотор имел рабочий объем 250 см³ и развивал мощность 12 л.с. Коробка передач осталась 4-ступенчатой, но лишилась задней передачи, так как ее не было у мотоцикла-донора. Но при таких габаритах и массе машины это не было большой проблемой, так как ее можно было вручную откатить назад в одиночку. Также из изменений: новые схемы трансмиссии (с использованием вала, как на байках BMW) и передней подвески.

Первоначальная версия Isetta производилась до 1956 года, было выпущено около 10 тыс. машин. Но в 1956 законодательство ФРГ изменилось, и если раньше можно было управлять «Изеттой» с мотоциклетными правами, то теперь требовалась автомобильная категория. Так как предел рабочего объема для налоговой категории этого класса составлял 300 см³, было решено увеличить мотор. Объем был поднят до 300 кубов за счет новых поршня и коленвала, также увеличилась степень сжатия. Благодаря этим шагам движок стал на 1 л.с. мощнее. Автомобиль получил индекс Isetta 300.

Так как главным недостатком BMW Isetta было всего два посадочных места, разработчики стремились увеличить вместимость авто. В 1957 году увидела свет новая модель BMW 600, в которой этот недостаток был устранен. Инженеры оставили почти без изменений переднюю часть авто, но расширили заднюю, сравняв ширину осей. Колесную базу увеличили с 1500 до 1700 мм, а общая длина авто выросла с 2285 мм до 2900 мм (на 30 см короче «Оки», на 50 см — Daewoo Matiz).

Впервые в BMW Isetta 600 была использована независимая подвеска на полупродольных рычагах. Она, с изменениями и улучшениями, сохранилась в большинстве автомобилей компании до наших дней.

Для доступа пассажиров на заднее сидение Isetta 600 добавили одну дверь по правому борту. Чтобы обеспечить приемлемую динамику увеличившемуся в размерах автомобилю, 250-кубовый мотор от мотоцикла R25/3 сменили на 2-цилиндровый оппозит от тяжелого мотоцикла R67/3, с рабочим объемом 582 см³. Он имел мощность 19,5 л.с. Базовой оставалась 4-ступенчатая КПП BMW, но в качестве опции предлагалась полуавтоматическая коробка Saxomat.

Спасение BMW

В 1956 году случился Суэцкий кризис, повлекший за собой подорожание топлива. Автомобилистам приходилось теперь экономить не только на самих машинах, но и их эксплуатации. Isetta, потребляющая менее 5 литров на 100 км, привлекла внимание публики.

Автомобиль хоть и выглядел несерьезно, был значительно меньше традиционных машин, но он был дешевым и экономичным. Кроме того, первое время для управления Isetta достаточно было водительского удостоверения мотоциклиста. Это способствовало хорошим продажам машины и значительно поправило финансовое положение BMW.

Желая развиваться и заполнять новые ниши, компания создала 4-местную версию «Изетты», также ставшую популярной. Производство BMW Isetta велось до 1964 года, всего было произведено более 161 тыс. экземпляров этого авто. Выйдя из кризисного состояния, компания начала разработку новых моделей. В 1959 году был представлен BMW 700, построенный на удлиненной платформе модели 600, с тем же оппозитным мотором, но в кузове седан или купе.

После «Изетты» баварская компания радовала поклонников новыми моделями, более современными и комфортными. Машины серии Neue Klasse (модели 1500, 1600, 1800, 2000) закрепили успех производителя. Но именно Isetta спасла BMW от банкротства в 50-х, позволив в будущем стать одним из лидеров мирового автопрома.

Isetta

Isetta – этот миниатюрный легковой автомобиль производился в разных государствах после Второй мировой войны. Подобный вид транспорта оказался весьма удобным и пользовался хорошим спросом.

Основные данные
Производитель BMW
Годы производства Iso Isetta (1953–56) BMW Isetta (1955–62) VELAM Isetta (1955–58) Romi-Isetta (1956–61)
Класс Городской автомобиль
Тип кузова 1‑дв. купе
Компоновка заднемоторная
заднеприводная
Массово-габаритные
Длинна 2285 мм
Ширина 1380 мм
Высота 1340 мм
Колесная база 1500 мм
Снаряженная масса 360 кг
Характеристики
Двигатель R-25 (0,25 -0,3 л.)
Трансмиссия 4-ст. механическая

Историческая справка

Родиной этого автомобиля стала Италия, тем не менее, очень скоро модель начала производиться во многих странах, включая Францию, Германию, Великобританию, Бразилию и Испанию.

Предпосылки

После окончания войны на первый план в европейских странах, где экономика была подорвана, а то и вовсе разрушена в результате боевых действий, вышло много вопросов, среди которых немаловажным был транспортный. Населению был необходим дешевый и экономичный автомобиль, который должен выпускаются в больших количествах, чтобы хоть временно решить транспортную проблему.

Начало

Как раз в это время итальянцы из фирмы Iso SpA начинают выпуск модели с названием Isetta, которая больше походила на мотоколяску, чем на полноценный автомобиль. Однако компания с Апеннин очень скоро решила продать лицензию на производство «Изетты», чтобы сконцентрироваться на выпуске спортивных автомобилей.

Именно за эту возможность и ухватилось руководство концерна BMW, который в то время пребывал в состоянии полнейшего упадка. Всего один завод из 5-ти довоенных, расположенный в Мюнхене, попал в сферу влияния западных союзников, да и тот был разрушен во время авианалетов. Кроме того, препятствия, чинимые руководством Mercedes-Benz, сильно тормозили возрождение компании.

Неудивительно, что только в 1951 году BMW смог разработать и запустить модель 501, которая, впрочем, не добилась никакого успеха, так как была чрезмерно дорогой в производстве. Именно тогда концерн ухватился за возможность производства таких мотоколясок, чтобы хоть немного выправить свое плачевное финансовое положение, и выкупил лицензию и всю производственную технику. Кроме того, специалисты компании существенно изменили первоначальную конструкцию, внеся свои коррективы.

Популярность данного автомобиля взлетела во время Суэцкого кризиса, когда стоимость топлива начала резко расти и экономичность Isetta оказалась весьма кстати.

Isetta

Экстерьер

Сама мотоколяска лишь частично напоминала автомобиль, недаром же ее прозвали не иначе как «автомобиль-пузырь». В целом она представляла собой сферическую полость, но немного вытянутую назад. В задней части располагался силовой агрегат. Капота как такового не было вовсе. На его месте находилась единственная у автомобиля дверь выпуклой формы, которая открывалась вместе с рулевой колонкой, лобовым стеклом, стеклоочистителем и всем остальным. Через нее и попадали внутрь пассажиры Isetta.

Кроме того, мотоколяска отличается большой площадью остекления, покатой крышей, круглыми фарами головной оптики, установленными в специальные места по бокам от двери, а также задними колесами, частично скрытыми кузовными панелями.

Еще в глаза бросается большое количество хромированных элементов, что особенно заметно на фоне небольших габаритов самой машины. Блестят накладки снизу боковых стекол, багажник для крепления поклажи, колесные диски, посадочные места фар и другие компоненты.

Силовой агрегат и КПП

Isetta комплектовалась 1-цилиндровым бензиновым мотором, выдававшим мощность в 9,5 л. с. Но после приобретения модели компанией BMW, произошли серьезные трансформации. В частности, инженеры заменили имеющийся двигатель на силовой агрегат собственной конструкции. Это был 4-тактный мотоциклетный мотор, объем которого увеличили с 0,25 до 0,3 литра. Далее он постоянно совершенствовался и дополнялся, становясь немного мощнее и приемистей.

В паре с ними устанавливалась 4-ступенчатая механическая трансмиссия.

Шасси

«Изетта» имела задний привод, крутящий момент передавался на сдвоенные задние колеса.

Интерьер

Внутри не было ничего, кроме сидений, руля и маленького спидометра. Учитывая, что единственная дверь играла роль лобового стекла, никакой торпедо там и быть не могло. Впрочем, двое могли разместиться в салоне с некоторым комфортом.

Iso Isetta – Италия

Эта модель была разработана в компании Iso SpA, владельцем которой являлся Риволта Ренцо. С самого начала его фирма специализировалась на производстве мотороллеров, небольших грузовичков (3-колесных), а также стиральных машин. Но хозяин пришел к мысли о расширении ассортимента, поручив инженерам Пьерлуиджи Рагги и Эрменеджильдо Прети разработать небольшой и скромный, но массовый автомобиль.

Они занялись этим вопросом, показав в 1952 году проект небольшого автомобильчика, оснащенного мотором от скутера.

Romi-Isetta – Бразилия

Примечательно, что это был самый первый автомобиль, вообще произведенный в этой стране. Бразильцы приобрели лицензию на выпуск в 1955 году, а сборку начали в Санта-Барбара. Первый автомобиль сошел со сборочной линии 5 сентября 1956 года. Выбор на Isetta пал по причине компактности, простоты и экономичности.

VELAM Isetta – Франция

Французы из компании VELAM также выпускали модель Isetta, но значительно видоизмененную. Лицензия была приобретена французами в 1954 году, но к тому времени BMW уже успел выкупить все производственное оборудование, в результате чего специалистам VELAM пришлось разрабатывать кузовные панели самостоятельно, тогда как двигатели были оставлены ими прежние.

Конструктивно она отличалась тем, что двигатель, трансмиссия и задние колеса крепились к раме, которая фиксировалась к кузову посредством болтов. Аналогичным методом крепилась и передняя часть ходовой. Кроме того, вместо простой ручки дверь открывалась нажатием кнопки, тогда как спидометр разместили на руле.

Французы в 1955 году представили в Париже сразу 5 модификаций:

  • кабриолет;
  • люкс;
  • стандарт;
  • псевдо-спорт;
  • спорт.

Но в 1958 году производство свернули, не выдержав конкуренции со стороны модели Dauphine от Renault.

BMW Isetta – Германия

Немцы, как и французы, значительно видоизменили автомобиль. Но если во Франции пошли по пути трансформации экстерьера и кузова, оставив техническую начинку прежней, то в Германии дорабатывали силовые агрегаты. Так, сразу после приобретения лицензии и оборудования, инженеры BMW тут же поставили собственный силовой агрегат с 1 цилиндром и охлаждением воздушного типа, объем которого равнялся 0,25 литра. Вместо 9,5 л. с., которые имелись у итальянцев, он выдавал уже 12 л. с., что сразу ощущалось при незначительном весе машины. Так появилась BMW Isetta 250.

Но всего через год на рынок вышла BMW Isetta 300, объем мотора которой достиг 0,3 литра. Прибавка в мощности составила 1 л. с., однако автомобиль стал гораздо приемистей и охотнее ехал в гору.

Isetta – Великобритания

Тут особенностью модели стало ее 3-колесное исполнение. Дело в том, что налоги на мотоциклетные средства в этой стране были существенно ниже, чем на автомобили. Именно это и подтолкнуло инженеров выполнить машину в 3-колесном варианте. Такие машинки хорошо проявили себя на сельских дорогах.

Тут Isetta выпускалась с 1957 по 1962 годы, но выпуск двигателей типа Isetta 300 для этих автомобилей продолжался вплоть до 1964 года.

BMW Isetta 250 — круглый отличник

Немцы называли его «катящимся яйцом», бразильцы, конечно же, — «футбольным мячом», а французские фантазеры увидели в машине кувшин с йогуртом. Вместе с «БМВ-Изетта» отправляемся в прошлое.

Ну точно холодильник! Только дверца наклонная и с замком. Но еще смешнее рулевая колонка и панель приборов (если можно так назвать коробочку со спидометром, заимствованным, видно, у мопеда), отъезжающие вместе с дверью для удобства посадки. Техническая нелепица? Или все же плод изощренного инженерного ума? Как ни удивительно, скорее второе.

ПОСЛЕДНИЙ ШАНС

Ироничные прозвища машине придумывали кто во что горазд. Появись «Изетта» у нас, ее, вероятно, прозвали бы «колобком». Этого, конечно, быть не могло — иномаркам, даже столь демократичным, в СССР не было места. Но во всем мире, несмотря на смешные клички, автомобильчик покупали очень охотно, а знаменитой баварской фирме он просто помог выжить.

Да-да! Сейчас трудно поверить, что мощный ныне концерн в первой половине 1950-х стоял на грани банкротства, а над ним нависла грозная тень компании «Даймлер-Бенц». Успей она купить мюнхенскую фирму, завод, вероятно, переориентировали бы на выпуск одной из моделей с трехлучевой звездой.

А что беречь-то? Спрос на мотоциклы к середине 1950-х резко упал. Что касается автомобилей, БМВ делал солидную, комфортную, по-своему элегантную модель 502, знаменитый «барочный ангел» — дорогую и не имевшую большого спроса. Вдобавок руководство компании не придумало ничего лучше, чем разбавить модельный ряд еще более мощными версиями седана и добавить туда дорогущие купе и кабриолеты. Которые тоже не поспособствовали процветанию фирмы.

В думах о судьбах родной компании бродил по стендам Женевского международного автосалона в 1954-м инженер Эберхард Вольф, пока не набрел на детище итальянской компании «Изо». Лишь через десять лет эта фирма Ренцо Ривольты удивит мир мощнейшими спорткупе, а тогда была известна в узких кругах мотоциклами, — но в 1953-м построила чудной четырехколесный кругляш с одноцилиндровым мотором и уменьшительным именем «Изетта». Вольфу не отказать в смелости: прикинув себестоимость этого «яйца», он предложил руководству БМВ организовать производство. Начальство внезапно согласилось. Причем лицензию у итальянцев купили, даже особо не изучив машину. А в 1955-м начали ее серийный выпуск. Терять-то уже было нечего…

КРУГЛОЕ — КАТАТЬ

Усевшись, надо бы закрыть дверь, а это вовсе не просто. Лучше попросить кого-нибудь из идущих мимо по тротуару (одна из прелестей этой машины — возможность парковаться к бордюру дверью). Желающие помочь наверняка найдутся: каждому охота прикоснуться к этому чуду автомобильной техники.

База — полтора метра, передняя колея — 1200 мм, а задняя… 520 мм. И все-таки четыре колеса лучше трех, как у многих мотоколясок 1950-х. Машина поустойчивее, но живет, разумеется, только на хороших дорогах. Малейшая колея для нее практически непреодолима.

Кажется, в этой штуковине можно крутиться на месте. Но впечатление обманчиво. Впрочем, радиус разворота действительно меньше, чем у обычных автомобилей, — 4,2 м. О, здесь, в отличие от иных мотоколясок, нормальный автомобильный, а не последовательный, как у мотоциклов, алгоритм переключения передач! Но радоваться рано. И дело даже не в самóй привычной схеме — к ней-то как раз быстро приспособился. А вот четкость переключения та еще! Педаль сцепления отпускаю неуверенно: попал ли туда, куда собирался?

Трескучий моторчик одноцилиндровый, но четырехтактный, в нем героические 12 сил (отнюдь не мало для подобных машин тех лет, даже на cитроеновском «Де шво» поначалу, кстати, было всего-то 9 л.с.). «Изетта» требует частого переключения передач. Чуть замешкался — ехать категорически отказывается. Но покупателям, разумеется, важнее был расход топлива: в заводских данных значилось 5,8 л на сотню. По нынешним меркам для двухместной 12-сильной машины — очень много. Для 1950-х — завидно мало.

Количество колес, коробка передач да и ощущения водителя делали «Изетту» самой автомобильной конструкцией в многочисленной армии мотоколясок 1950-х. Тут даже гидравлические тормоза! Правда, лишь на задних колесах, но уверяю: вполне хватает.

Машина, словно теннисный мячик, подпрыгивает на неровностях. Представляю, как она ездила по брусчатке, которой немало в старых европейских городах. А «Изетты» ведь колесили по очень многим из них.

В ЯЙЦЕ ВОКРУГ СВЕТА

В 1955-м стандартная «Изетта 250» стоила в Германии 2580 марок, почти в два раза дешевле знаменитого «Жука». Правда, этот БМВ, быстро ставший самым популярным автомобилем марки, предлагал всего два места и 85 км/ч максималки. Зато помимо крыши над головой в нем было даже некое подобие печки: мотор воздушного охлаждения гнал теплый воздух в так называемый салон.

На родине, в Италии, «Изетту» выпускали всего два года — до 1955-го, когда немецкая карьера машины только начиналась. Именно из Германии автомобиль разошелся по миру — в экспортных версиях и лицензионного производства: «БМВ-Изетта» делали в Великобритании, во Франции (под именем «Велам»), в Бразилии («Реми»). Испанцы, купив лицензию еще у итальянцев, выпускали даже грузовички «Изо-Аутокарро». В Германии такой вариант тоже существовал, но только в виде прототипа. «Изетты» попали даже в США! А одна на рубеже 1970-х ездила по Москве, куда проникла неведомыми путями. И разумеется, собирала толпы любопытных. В 1980-х след ее затерялся.

Развивая успех, мюнхенская компания выпустила версию с 13-сильным двигателем объемом 0,3 л. А потом предложила даже семейный вариант с двумя рядами сидений — БМВ-600 с мотором 0,6 л и скоростью до 100 км/ч. На задний диван садились, войдя в единственную правую дверь, вперед — через прежнюю, словно заимствованную у холодильника. Однако эта модификация, заметно более дорогая, оказалась менее популярной.

Семеня 10-дюймовыми колесиками, «Изетта» переехала из послевоенных 1950-х в куда более сытые 1960-е. Она по-прежнему выручала тех, кто пересел в нее с мотоцикла и рад был хотя бы спастись от непогоды. Мюнхенской же компании малышка дала возможность не только выжить, но и подготовить к производству совсем другую модель, выведшую БМВ на новый уровень.

Многие рачительные хозяева «Изетт», даже купившие иные, куда более совершенные автомобили, не торопились расставаться с кругляшами — оставляли их для души. Вот и мне так не хочется вылезать из машинки. И вовсе не потому, что сделать это не очень просто…

Редакция благодарит Каспарса Вишкинтса за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.

BMW Isetta

Если бы вы встретили Изетту на дорогах своего города сегодня, наверняка эта милая машинка вызвала бы у вас улыбку, но помните, что новеньких: «иксов», «семерок» и «эмок» — всех этих шикарных машин могло и не быть, если бы не BMW Isetta. Именно Изетта дала BMW билет в будущее, но основную роль в ее создании сыграли не немцы, а итальянцы: Ренцо Риволта — владелец компании ISO занимавшийся производством мотоциклов и мотороллеров, которые были весьма популярны в послевоенной Европе, вторым человеком стоявшим у колыбели Изетты был инженер — Эрменеджальдо Прети, убедивший Риволту создать компактный автомобиль.

К сожалению для Риволты и Прети, появившаяся в 1953-ем году итальянская Изетта не получила большой популярности на своей родине, даже не смотря на три первых места в гонках Mille Miglia 1954-ого года. Во многом вину за невостребованность Изетты на своей родине можно возложить на легендарный Fiat 500, который итальянцы покупали с большой охотой. Это конечно не могло порадовать Риволту, ведь его компания теряла прибыль, но когда в 1954-ом году БМВ выкупила и права на производство «итальянской малышки» и все необходимое для этого оборудование, итальянский бизнесмен уже не был «в минусе», а у немцев появилась надежда, которая постепенно угасала после выпуска в 1952-ом году дорогого и невостребованного BMW 501/502. Эту страничку autobelyavcev.ru посвятит: особенностям и характеристикам этого необыкновенного автомобиля, который уже в первый год производства на БМВ был собран в количестве 12 000, а за 57 — ой год было выпущено 40 000 Изетт, если же посчитать все Изетты выпущенные до 1962-ого года, получится 160 000 автомобилей.

Если вы обратите внимание на фото BMW Isetta, вы увидите, что задняя колея значительно уже передней ( 520 и 1200мм — соответственно). И если учитывать, что высота машина практически равна ее ширине, станет очевидно, что эта машина не для скоростного прохождения поворотов. При длине в 2285мм, колесная база Изетты равна 1500мм, ширина — 1380мм, а высота — 1340мм. Кроме наиболее распространенных двухместных Isetta 250 и Isetta 300, существовала и четырехместная «шестисотая» модель, которая была длиннее и кроме передней двери оборудовалась и задней. Стоит добавить, что задняя колея модели 600 уже не была такой узкой. Снаряженной массой в 360кг BMW Isetta ближе к мотоциклам, чем к автомобилям.

Вы уже заметили как у этого БМВ открывается дверь? Примечательно, что вместе с дверцей откидывается руль и приборная панель. Стекла в этой Бехе не опускаются, но здесь предусмотрены специальные «ветрячки», а по желанию первого владельца мог быть установлен и «тряпчатый» люк.

Технические Характеристики BMW Isetta

Немцы установили на эту малолитражку свой одноцилиндровый движок от мотоцикла R25, при диаметре цилиндра в 68мм и таком же ходе поршня, он имеет объем в 245 «кубиков». С таким мотором легендарная малолитражка была способна разогнаться до 85км в час, на набор 30км в час требовалось 11с.

Вышеописанный двигатель устанавливался на Isetta 250, а вышедшая в 1956-ом году Isetta 300, получила мотор с увеличенным до 72мм диаметром цилиндра и возросшим до 73мм ходом поршня, эти улучшения позволили увеличить объем до 298 кубических сантиметров, повысить мощность с 12-ати до 13-ати л.с и главное получить прибавку в крутящем моменте.

В 1957-ом начался выпуск 600-ой модели, она оснащалась уже двухцилиндровым движком мощностью в 19л.с. Такой компактный БМВ был способен разогнаться до 100км в час.

Цена BMW Isetta

Купить BMW Isetta в хорошем состоянии можно за 10 000$. Нашим автолюбителям такая стоимость может показаться неоправданной, мол — «за что такие деньги». Но цена BMW Isetta вполне оправдана, ведь это часть истории.

Этот скромный автомобиль служит напоминанием тому, что большое всегда начинается с малого и того, что даже после тяжелейшего поражения можно встать и двигаться дальше. Поэтому лучше воздержаться от насмешливых возгласов в сторону этого автомобиля, помните что для компании БМВ Изетта сделала больше, чем какая либо другая баварская модель.

«БМВ Изетта»: трехколесное чудо послевоенной Германии

В условиях разрухи людям, жившим в послевоенной Германии, потерпевшей сокрушительное поражение во Второй мировой войне, было не до роскоши и многим из них пришлось понять, что автомобиль это, прежде всего, средство передвижения. Большинство семей, в те смутные времена, имели средства, в лучшем случае, достаточные лишь для пропитания, а о покупке автомобиля нельзя было даже мечтать…

Но ситуация в Западной Германии начала меняться в середине 50-х годов, вместе с ростом промышленного производства. Пускай личные машины, и прочие атрибуты обеспеченной довоенной жизни еще не стали нормой для большинства зарабатывающих граждан страны, но уже явно ощущалась необходимость в мобильности для широких слоев рабочих и управляющих кадров. Люди хотели с минимальными потерями времени добираться до работы, на место строительства, на важные деловые встречи.

Немецкая автомобильная промышленность, в лице автогиганта BMW, не могла не ответить на ожидания общества и растущий спрос. И так как комфорт ценился все еще намного меньше чем экономия, при экстремально низкой платежеспособности населения, то перед немецкими инженерами стояла почти неразрешимая задача.

Сейчас в это невозможно поверить, но то трехколесное чудо, которое вы можете видеть на представленных фотографиях, действительно являлось самым взвешенным и оптимальным решением в сложившейся ситуации, и именно поэтому автомобиль BMW Isetta имел потрясающий успех, до 1964 года BMW выпустил около 160000 штук.

Дверь в автомобиле всего одна – спереди, при ее открывании руль двигается вместе с ней.

Масса Изетты составляла всего 360 кг, она была укомплектована одноцилиндровым двигателем мощностью 12 л.с. и развивала скорость до 85 км/ч.

Владелец мотоциклетной фирмы Iso Ренцо Ривольта (R. Rivolta) в начале начале 50-х совместно с итальянским авиационным инженером Е. Прети (E. Preti) создали небольшой и экономичный двухместный автомобиль. Имя ему Isetta (Изетта – в переводе с итальянского “маленькая Iso”).

Автомобиль представлял собой однообъемный кузов в форме большого пузыря с маленькими приделанными фарами и боковыми зеркалами.Окна в нем не открывались и и роль вентиляции приходилось выполнять люку в крыше, задрапированному тканью.

Попасть в машину можно было только через единственную дверь, которая одновременно являлась передней частью авто. Модель изначально оснащалась одноцилиндровым четырехтактным мотором объемом 247 куб. см заимствованным у мотоцикла BMW R2,и максимальной скоростью 83 км/ч.

Модельный ряд немного пополнялся и через год появилась Isetta 300.Также по лицензии его выпускали в Испании, Бразилии, Бельгии, Франции и Великобритании, были доступны 3-ёх и четырёх колесные версии.

В 1962 году производство Isetta завершилось, так как в Европе замаячила новая «звездочка» – Mini. Всего было выпущено в общей сложности около 170 тысяч машин.

Источники:
http://www.bimmerfest.ru/category/bmw-isetta/
http://retrocars.me/istoriya-isetta-mini-avtomobilya-spasshego-bmw-7zywukyq
http://ru.carshistory.org/avtomobili/isetta.html
http://www.zr.ru/content/articles/616770-bmw-isetta-250-kruglyj-otlichnik/
http://autobelyavcev.ru/bmw-isetta/
http://www.softmixer.com/2011/11/blog-post_09.html
http://www.nashi-progulki.ru/ru/list/article.php?id=3205

Ссылка на основную публикацию