Основные этапы развития Mini JC 2

История развития операционных систем насчитывает четыре периода

Читайте также:

  1. A) Четыре современные парадигмы в теории фирмы
  2. Air Alert III – программа для развития прыжка
  3. API операционных систем. Проблемы, связанные с многообразием API
  4. CASE-средства проектирования информационных систем
  5. Cm власова Н. Стратегическое планирование городского развития: теория и практика // Управленческое консультирование. 1999. № 3.
  6. CMS системи
  7. CRM система Quick Sales 2.
  8. Gкс – группа показателей прочности защиты информации в каналах связи системы передачи информации (кроме абонентского шифрования).
  9. I. Кризис феодально-крепостнической системы в сельском хозяйстве
  10. I. Основні риси політичної системи України
  11. I. Особенности экономического развития стран Древнего Востока
  12. I. Система знаний.

Этапы развития операционных систем

Резюме к главе 1

1. Основной частью программного компонента вычислительных систем является операционная система. Выполняя управляющую функцию, она определяет облик вычислительной системы.

2. Операционная система представляет собой основную системную программу ЭВМ. Проектирование операционной системы осуществляют так же, как и других (прикладных и инструментальных) программ.

3. Огромное разнообразие операционных систем вызвало необходимость их классификации. ОС классифицируют по следующим признакам: по числу одновременно выполняемых задач, по числу одновременно работающих пользователей, по числу одновременно управляемых процессоров, по режиму работы.

4. В основу построения современных операционных систем положены девять принципов, каждый из которых можно экстраполировать и на разработку прикладных программ.

Контрольные вопросы к главе 1

1. В чем отличие операционных систем от других программ? 2. Каковы основные функции операционной системы? 3. Какие виды программного обеспечения Вы знаете? 4. Что является основной частью операционной системы? 5. Какие категории операционных систем Вам известны? 6. Возможно ли экстраполировать (распространить) принципы построения операционных систем на разработку прикладных программ?

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Первый период (1945 -1955): сороковые годы 20 столетия ознаменовались появлением вычислительной техники, но операционных систем не было, доступ к вычислительным ресурсам заключался в машинном кодировании. Первое поколение ОС (50-е годы) – системы пакетной обработки. В таких системах задание обрабатывается как последовательность пакетов, и во время обработки отсутствует взаимодействие между пользователем и его заданием.

В середине 40-х были созданы первые ламповые вычислительные устройства. В то время одна и та же группа людей участвовала и в проектировании, и в эксплуатации, и в программировании вычислительной машины. Это была скорее научно-исследовательская работа в области вычислительной техники, а не использование компьютеров в качестве инструмента решения каких-либо практических задач из других прикладных областей. Программирование осуществлялось исключительно на машинном языке. Операционные системы отсутствовали, все задачи организации вычислительного процесса решались вручную каждым программистом с пульта управления. Не было никакого другого системного программного обеспечения, кроме библиотек математических и служебных подпрограмм.

Второй период (1955 – 1965): с середины 50-х годов начался новый период в развитии вычислительной техники, связанный с появлением новой технической базы – полупроводниковых элементов. Компьютеры второго поколения стали более надежными, теперь они смогли непрерывно работать настолько долго, чтобы на них можно было возложить выполнение действительно практически важных задач. Именно в этот период произошло разделение персонала на программистов и операторов, эксплуатационников и разработчиков вычислительных машин.

В эти годы появились первые алгоритмические языки, а следовательно и первые системные программы – компиляторы. Стоимость процессорного времени возросла, что потребовало уменьшения непроизводительных затрат времени между запусками программ. Появились первые системы пакетной обработки, которые просто автоматизировали запуск одной программ за другой и тем самым увеличивали коэффициент загрузки процессора. Системы пакетной обработки явились прообразом современных операционных систем, они стали первыми системными программами, предназначенными для управления вычислительным процессом. В ходе реализации систем пакетной обработки был разработан формализованный язык управления заданиями, с помощью которого программист сообщал системе и оператору, какую работу он хочет выполнить на вычислительной машине. Совокупность нескольких заданий, как правило, в виде колоды перфокарт, получила название пакета заданий.

Второе поколение ОС (60-е годы) – системы с мультипрограммированием и первые системы мультипроцессорного типа. Разрабатываются ОС разделения времени (системы, обеспечивающие обслуживание многих пользователей, которые могут взаимодействовать со своими заданиями) и первые ОС реального времени (системы, обеспечивающие незамедлительную реакцию на внешние воздействия, в таких средах развиты системы прерываний).

Третий период (1965 – 1980):следующий важный период развития вычислительных машин относится к 1965-1980 годам (соответственно 3 и 4 поколение ОС). В это время в технической базе произошел переход от отдельных полупроводниковых элементов типа транзисторов к интегральным микросхемам, что дало большие возможности новому, третьему поколению компьютеров.

Для этого периода характерно также создание семейств программно-совместимых машин. Первым семейством программно-совместимых машин, построенных на интегральных микросхемах, явилась серия машин IBM/360. Построенное в начале 60-х годов это семейство значительно превосходило машины второго поколения по критерию цена/производительность. Вскоре идея программно-совместимых машин стала общепризнанной.

Программная совместимость требовала и совместимости операционных систем. Эти операционные системы должны были бы работать как на больших, так и на малых вычислительных системах, с большим и с малым количеством разнообразной периферии, в коммерческой области и в области научных исследований. Операционные системы, построенные с намерением удовлетворить всем этим противоречивым требованиям, оказались чрезвычайно сложными «монстрами». Они состояли из многих миллионов ассемблерных строк, написанных тысячами программистов, и содержали тысячи ошибок, вызывающих нескончаемый поток исправлений. В каждой новой версии операционной системы исправлялись одни ошибки и вносились другие.

Итак, третье поколение ОС (с середины 60-х годов) – многорежимные ОС, которые одновременно могут работать и в режиме пакетной обработки, и в режиме разделения времени, и в режиме реального времени, и в режиме мультипроцессорной обработке.

Четвертое поколение (с середины 70-х годов) – операционные системы, позволяющие получать доступ к территориально распределенным ЭВМ – сетевые операционные системы.

Несмотря на необозримые размеры и множество проблем, операционные системы машин третьего поколения действительно удовлетворяли большинству требований потребителей. Важнейшим достижением ОС данного поколения явилась реализация мультипрограммирования. Мультипрограммирование – это способ организации вычислительного процесса, при котором на одном процессоре попеременно выполняются несколько программ. Пока одна программа выполняет операцию ввода-вывода, процессор не простаивает, как это происходило при последовательном выполнении программ (однопрограммный режим), а выполняет другую программу (многопрограммный режим). При этом каждая программа загружается в свой участок оперативной памяти, называемый разделом.

Другое нововведение – спулинг (spooling). Спулинг в то время определялся как способ организации вычислительного процесса, в соответствии с которым задания считывались с перфокарт на диск в том темпе, в котором они появлялись в помещении вычислительного центра, а затем, когда очередное задание завершалось, новое задание с диска загружалось в освободившийся раздел.

Наряду с мультипрограммной реализацией систем пакетной обработки появился новый тип ОС – системы разделения времени. Вариант мультипрограммирования, применяемый в системах разделения времени, нацелен на создание для каждого отдельного пользователя иллюзии единоличного использования вычислительной машины.

Четвертый период (1980 – настоящее время): данный период в эволюции операционных систем связан с появлением больших интегральных схем (БИС). В эти годы произошло резкое возрастание степени интеграции и удешевление микросхем. Компьютер стал доступен отдельному человеку, и наступила эра персональных компьютеров. С точки зрения архитектуры персональные компьютеры ничем не отличались от класса миникомпьютеров типа PDP-11, но вот цена у них существенно отличалась. Если миникомпьютер дал возможность иметь собственную вычислительную машину отделу предприятия или университету, то персональный компьютер сделал это возможным для отдельного человека.

Компьютеры стали широко использоваться неспециалистами, что потребовало разработки «дружественного» программного обеспечения.

На рынке операционных систем доминировали две системы: MS-DOS и UNIX. Однопрограммная однопользовательская ОС MS-DOS широко использовалась для компьютеров, построенных на базе микропроцессоров Intel 8088, а затем 80286, 80386 и 80486. Мультипрограммная многопользовательская ОС UNIX доминировала в среде «неинтеловских» компьютеров, особенно построенных на базе высокопроизводительных RISC-процессоров.

В середине 80-х стали бурно развиваться сети персональных компьютеров, работающие под управлением сетевых или распределенных ОС.

В сетевых ОС пользователи должны быть осведомлены о наличии других компьютеров и должны делать логический вход в другой компьютер, чтобы воспользоваться его ресурсами, преимущественно файлами. Каждая машина в сети выполняет свою собственную локальную операционную систему, отличающуюся от ОС автономного компьютера наличием дополнительных средств, позволяющих компьютеру работать в сети. Сетевая ОС не имеет фундаментальных отличий от ОС однопроцессорного компьютера. Она обязательно содержит программную поддержку для сетевых интерфейсных устройств (драйвер сетевого адаптера), а также средства для удаленного входа в другие компьютеры сети и средства доступа к удаленным файлам, однако эти дополнения существенно не меняют структуру самой операционной системы.

Дата добавления: 2014-12-08 ; Просмотров: 3155 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Этапы развития вычислительной техники

Материал из ПИЭ.Wiki

Выделяют четыре этапа развития вычислительной техники:

  • Домеханический — с 40—30-го тысячелетия до н. э.
  • Механический — с середины XVII в.
  • Электромеханический — с 90-х годов XIX в.
  • Электронный — со второй половины 40-х годов XX в.

Содержание

Домеханический этап

Механический этап

Под механическим вычислительным устройством понимается устройство, построенное на механических элементах и обеспечивающее автоматическую передачу из низшего разряда в высший. Один из первых арифмометров, точнее «суммирующая машина», был изобретен Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452–1519) около 1500 года. Правда, о его идеях никто не знал на протяжении почти четырех столетий. Рисунок этого устройства был обнаружен только в 1967 году, и по нему фирма IBM воссоздала вполне работоспособную 13-разрядную суммирующую машину, в которой использован принцип 10-зубых колес.

Десятью годами раньше в результате исторических изысканий в Германии были обнаружены чертежи и описание арифмометра, выполненные в 1623 году Вильгельмом Шиккардом (Wilhelm Schickard, 1592–1636), профессором математики университета в Тюбингене. Это была весьма «продвинутая» 6-разрядная машина, состоявшая из трех узлов: устройства сложения-вычитания, множительного устройства и блока записи промежуточных результатов. Если сумматор был выполнен на традиционных зубчатых ко-лесах, имевших кулачки для передачи в соседний разряд единицы переноса, то множитель был построен весьма изощренно. В нем немецкий профессор применил метод «решетки», когда при помощи «насаженной» на валы зубчатой «таблицы умножения» происходит перемножение каждой цифры первого сомножителя на каждую цифру второго, после чего со сдвигом складываются все эти частные произведения.

Эта модель оказалась работоспособной, что было доказано в 1957 году, когда она была воссоздана в ФРГ. Однако неизвестно, смог ли сам Шиккард построить свой арифмометр. Есть свидетельство, содержащееся в его переписке с астрономом Иоганном Кеплером (Johannes Kepler, 1571–1630) относительно того, что недостроенная мо-дель погибла в огне во время пожара в мастерской. К тому же автор, вскоре скончавшийся от холеры, не успел внедрить в научный обиход сведения о своем изобретении, и о нем стало известно лишь в середине ХХ века.

Поэтому Блез Паскаль (Blaise Pascal, 1623–1662), который первым не только сконструировал, но и построил работоспособный арифмометр, начинал, как говорится, с ну-ля. Блистательный французский ученый, один из создателей теории вероятностей, автор нескольких важных математических теорем, естествоиспытатель, открывший атмосферное давление и определивший массу земной атмосферы, и выдающийся мыслитель, был в повседневной жизни любящим сыном президента королевской палаты сборов. Девятнадцатилетним юношей, в 1642 году, желая помочь отцу, тратившему много времени и сил, составляя финансовые отчеты, он сконструировал машину, которая могла складывать и вычитать числа.

Первый образец постоянно ломался, и через два года Паскаль сделал более совершенную модель. Это была чисто финансовая машина: она имела шесть десятичных раз-рядов и два дополнительных: один поделенный на 20 частей, другой на 12, что соответствовало соотношению тогдашних денежных единиц (1 су = 1/20 ливра, 1 денье = 1/12 су). Каждому разряду соответствовало колесо с конкретным количеством зубцов.

За свою недолгую жизнь Блез Паскаль, проживший всего 39 лет, успел сделать около пятидесяти счетных машин из самых разнообразных материалов: из меди, из различных пород дерева, из слоновой кости. Одну из них ученый преподнес канцлеру Сегье (Pier Seguier, 1588–1672), какие-то модели распродал, какие-то демонстрировал во время лекций о последних достижениях математической науки. 8 экземпляров дошло до наших дней.

Именно Паскалю принадлежит первый патент на «Паскалево колесо», выданный ему в 1649 году французским королем. В знак уважения к его заслугам в области «вычислительной науки», один из современных языков программирования назван Паскалем.

Классическим инструментом механического типа является арифмометр (устройство для выполнения четырёх арифметических действий), изобретённый Готфридом Лейбницем (Gottfried Leibniz, 1646–1716) в 1673 году. Полученная в результате напряженного поиска 8-разрядная модель могла складывать, вычитать, умножать, делить, возводить в степень. Результат умножения и деления имел 16 знаков. Лейбниц применил в своем арифмометре такие конструктивные элементы, которые использовались при проектировании новых моделей вплоть до ХХ века. В XVII-XVIII вв. сколько-нибудь значительной практической потребности в механизации вычислительных работ не существовало. Интерес к механизации вычислений был вызван, в частности, общефилософскими и общенаучными установками того времени, когда законы и принципы механики рассматривались как общие законы бытия. В XIX в. в связи с развитием промышленной революции, возникает потребность в механизации конторских работ.

Пионером серийного изготовления счетных машин стал эльзасец Шарль-Ксавье Тома де Кольмар (Charles-Xavier Thomas de Colmar, 1785–1870). Введя в модель Лейбница ряд эксплуатационных усовершенствований, он в 1821 году начинает выпускать в своей парижской мастерской 16-разрядные арифмометры, которые получают известность как «томас-машины». На первых порах они стоили недешево — 400 франков. И выпускались в не столь уж и больших количествах — до 100 экземпляров в год. Но к концу века появляются новые производители, возникает конкуренция, цены понижаются, а количество покупателей возрастает.

Различные конструкторы как в Старом, так и в Новом свете патентуют свои моде-ли, которые отличаются от классической модели Лейбница лишь введением дополнительных удобств в эксплуатации. Появляется звонок, сигнализирующий об ошибках типа вычитания из меньшего числа большего. Наборные рычажки заменяются клавишами. Приделывается ручка для переноса арифмометра с места на место. Повышаются эргономические показатели. Совершенствуется дизайн.

В конце XIX века на мировой рынок арифмометров самым решительным образом вторглась Россия. Автором этого прорыва стал обрусевший швед Вильгодт Теофилович Однер (1846–1905), талантливый изобретатель и удачливый бизнесмен. До того, как заняться выпуском счетных машин, Вильгодт Теофилович сконструировал устройство автоматизированной нумерации банкнот, применявшееся при печатании ценных бумаг. Ему принадлежит авторство машины для набивки папирос, автоматического ящика для голосования в Государственной Думе, а также турникетов, применявшиеся во всех су-доходных компаниях России.

В 1875 году Однер сконструировал свой первый арифмометр, права на производство которого передал машиностроительному заводу «Людвиг Нобель». Спустя 15 лет, став владельцем мастерской, Вильгодт Теофилович налаживает в Петербурге выпуск новой модели арифмометра, которая выгодно отличается от существовавших на тот момент счетных машин компактностью, надежностью, простотой в обращении и высокой производительностью.

Спустя три года мастерская становится мощным заводом, производящим в год более 5 тысяч арифмометров. Изделие с клеймом «Механический завод В. Т. Однер, С-Петербург» начинает завоевывать мировую популярность, ему присуждаются высшие награды промышленных выставок в Чикаго, Брюсселе, Стокгольме, Париже. В начале ХХ века арифмометр Однера начинает доминировать на мировом рынке. Таким образом к концу XIX в. производство арифмометров становится массовым.

Однако предшественником современных ЭВМ является аналитическая машина Чарльза Бэббиджа. Проект аналитической машины, представляющей собой цифровую вычислительную машину с программным управлением, был предложен Бэббиджем в 30-е годы XIX века. А в 1843 г. для этой машины была создана первая достаточно сложная машинная программа: программа вычислений чисел Бернулли, составленная Адой Лав-лейс. Оба эти достижения были феноменальными. Они более чем на столетие опередили своё время. Только в 1943 г. американец Говард Эйкен с помощью работ Бэббиджа на основе техники XX века — электромеханических реле — смог построить такую машину под названием «Марк-1».

Электромеханический этап

Электромеханический этап развития ВТ явился наименее продолжительным и охватывает всего около 60 лет — от первого табулятора Германа Холлерита (1887 г.) до первой ЭВМ ЕNIАС (1945 г.). Предпосылками создания проектов данного этапа явились как необходимость проведения массовых расчетов (экономика, статистика, управление и планирование и др.), так и развитие прикладной электротехники (электропривод и электромеханические реле), позволившие создавать электромеханические вычислительные устройства. Если вернуться к предыдущим этапам развития ВТ, то можно заметить, что каждый этап характеризуется созданием технических средств нового типа, обладающих более высокой производительностью и более широкой сферой применения, чем предыдущие этапы. Классическим типом средств электромеханического этапа был счетно-аналитический комплекс, предназначенный для обработки информации на перфокарточных носителях.

Первый счетно-аналитический комплекс был создан в США Г. Холлеритом в 1887 г. и состоял из ручного перфоратора, сортировочной машины и табулятора. Значение работ Г. Холлерита для развития ВТ определяется двумя основными факторами. Во-первых, он стал основоположником нового направления в ВТ — счетно-перфорационного (счетно-аналитического), состоящего в применении табуляторов и со-путствующего им оборудования для выполнения широкого круга экономических и научно-технических расчетов. На основе этой ВТ создаются машинно-счетные станции для механизированной обработки информации, послужившие прообразом современных вычислительных центров (ВЦ). В 20—30-е годы 20 века применение счетно-перфорационной техники становится ведущим фактором развития ВТ; только появление ЭВМ ограничило ее применение.

Во-вторых, даже после прекращения использования табуляторов основным носителем информации (ввод/вывод) для ЭВМ остается перфокарта, а в качестве периферийных используются перфокарточные устройства (например перфораторы), предложенные Холлеритом. Даже в наше время использование большого числа разнообразных устройств ввода/вывода информации не отменило полностью использования перфокарточной технологии. Прежде всего, это относится к большим и су-пер-ЭВМ. Таким образом, перфокарточная технология обработки информации с использованием ВТ, впервые предложенная Бэбиджем и реализованная Холлеритом, до сих пор не сдана в музей истории вычислительной техники.

Последним же крупным проектом следует считать построенную в 1957 г. в СССР релейную вычислительную машину (РВМ-1) и эксплуатирующуюся до конца 1964 г. в основном для решения экономических задач. Например, на ней производился перерасчет цен на товары в связи с денежной реформой 1961 г. Создание модели РВМ-1 хоть и было весьма запоздалым, но проект ее был чрезвычайно удачным и представляется нам венцом развития релейной ВТ; РВМ-1 на целом ряде задач была вполне конкурентоспособна с ЭВМ того времени, весьма надежна и ее быстродействие было на уровне первых малых ЭВМ

Электронный этап

Электронный этап можно разбить на поколения ЭВМ.

Основные этапы развития менеджмента

Понятие менеджмента

Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.

Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий:

– организация и управление (производством и коллективом);

– постановка и корректировка задач;

– разработка этапов работы;

– налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);

– сбор и обработка информации;

– подведение итогов работы.;

Существует более 200 определений менеджмента. Одно из наиболее современных определений приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент — эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью». В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.”

Цели менеджмента:

– получение (увеличение) прибыли;

– повышение эффективности хозяйствования;

– удовлетворение потребностей рынка;

– решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

– организация производства конкурентоспособных товаров;

– совершенствование производственного процесса;

– внедрение новейших наукоемких технологий;

– повышение качества продукции;

– снижение затрат на производство.

Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции.

Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.

В каждой организации существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера ( 1.1).

Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

– высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;

– среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов;

– низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

Основные этапы развития менеджмента

Основные этапы истории менеджмента. Историю менеджмента нельзя рассматривать без увязки с эволюцией социально-экономических условий развития мирового сообщества.

Принято выделять пять основных этапов такого развития .

1. Промышленный переворот-(с 20—30-х по 80—90-е гг. XIX в.):

– техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вул канизация резины и другие новые промышленные технологии;

– инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;

– формирование общенационального рынка;

– возникновение предприятий — действенной формы социальной организации работников;

– у конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.

2. Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.):

– внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;

– конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене;

– четкая дифференциация отраслей;

– хорошие перспективы экономического роста для компаний;

– слабое вмешательство государства в бизнес.

3. Эпоха массового сбыта (30—50-е гг. XX в.):

– насыщение спроса на товары и услуги;

– переход от стандартной продукции к дифференцированной; смена производственной ориентации на рыночную; усиление роли внешней среды в деятельности предприятия;

– государственное регулирование экономики.

4. Постиндустриальное общество (60 —90-е гг. XX в.):

– новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;

– новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;

– растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;

– смещение, социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.

5. Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.):

– новая экономика: от расточительности ресурсов к ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг;

– переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;

– глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;

– изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;

– ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.

В истории менеджмента принято различать четыре основных подхода:

– с позиций различных научных школ (конец XIX в. — по настоящее время);

– процессный (20-е гг. XX в. — по настоящее время);

– системный (50 — 60 гг. XX в. — по настоящее время);

– ситуационный (60-е гг. XX в. — по настоящее время).

3. Основные школы управления:

Научные школы. Школа научного управления (1885-1920) создана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете».

Ф. Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда. Это предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда. В результате руководитель получает возможность устанавливать нормы выработки и отбирать лучших работников на основе научных критериев (профессионализма, силы, ловкости, сообразительности) – Для повышения эффективности производства необходимо сотрудничество администрации и рабочих.: Оплата труда должна быть сдельной, т. е. оценивать надо конкретно выполненную работу.

Следует, считал Ф. Тейлор, вводить систему распределения труда и персональную ответственность за порученное дело. В результате реализации положений этой научной школы на одном из сталелитейных заводов за три с половиной года производительность труда выросла в 2 раза. Объем работ, который ранее выполняли 600 чел., стали делать 140 чел. Возросло качество продукции, снизились расходы на производство.

Школа административного управления (1920-1950) основана на научном подходе, разработанном Анрн Файолем, главная идея которого — рациональное, построение организации как иерархической структуры. Необходимо, считал автор, четкое определение следующих функций управления: техническая (технологаческая) деятельность; коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен); финансовая деятельность (поиски капитала и его эффективное использование); защитная деятельность (защита собственности и личности); бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика); административная деятельность (воздействие на персонал), которая включает несколько общих функций управления (предвидение, планирование, организация, распоряжение, координирование и контроль).

Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1950 г. — по настоящее время) как научное направление являются естественным продолжением упомянутой выше школы научного управления и логично дополняют ее пониманием важности психологической составляющей в трудовой деятельности человека. Авторами школы человеческих отношений считают Мери Фоллет и Элтона Мейо.

В своих научных трудах М. Фоллет и Э. Мейо впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчиненных со стороны руководителя. Кроме того, рабочие действуют и принимают решения чаще как члены группы, а не как отдельные личности. Группа — это два или более лиц, взаимодействующих друг с другом.

При этом каждое лицо оказывает влияние на других членов группы, одновременно находясь под их влиянием. Группа является инструментом коллективной реализации проблем. Человек, работающий в коллективе, воспринимает требующие решения вопросы гораздо лучше, нежели указания руководства, поскольку на него оказывают влияние его коллеги. Вариантом развития научного направления, уделявшего повышенное внимание характеру взаимоотношений между людьми в процессе производства продукции, явились поведенческие науки.

Авторов данного научного направления (К. Арджирис и др.) в первую очередь заинтересовала проблема разработки методов оптимизации межличностных отношений, преодоления несовместимости целей организации и отдельной личности. Эффективность труда работника, по мнению ученых, в значительной степени зависит от знания руководителем мотивов его поведения. В свою очередь, грамотное использование научных методов науки о поведении человека может способствовать повышению эффективности деятельности предприятия или организации.

Школа количественных методов (1950 г. — по настоящее время) возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физики и др. Суть количественного научного подхода заключается в следующем. Для решения задачи управления каким-либо объектом (например, машиностроительным предприятием) разрабатывается модель процесса управления. Модель представляет собой схематическое отображение будущей реальной ситуации.

Задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать сколь угодно большое число вариантов решения задачи и выбрать из них наилучший. Таким образом, чем точнее выполнены расчеты, тем выше степень получения искомого результата в реальной ситуации управления каким-либо объектом. Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в сложных ситуациях, требующих обработки большого массива информации в условиях дефицита времени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

История автомобильного бренда Mini

Каталог

Галереи

Статистика

On-line калькуляторы

В 1958 году британской компанией «Бритиш Мотор Корп» была основана автомобильная марка «Мини». История фирмы берет свое начало в 1956 году, когда Суэцкий кризис наглядно продемонстрировал проблемы мировой системы топливного обеспечения, доведя до того, что в Великобритании были введены талоны на бензин. В эту пору руководитель компании «Бритиш Моторс» Леонард Лорд создал команду инженеров, поручив им создать настолько компактный автомобиль, что расход топлива составил бы самые минимальные значения, при этом сохранив возможность разместить в салоне 4х взрослых и необходимый багаж.

На протяжении двух лет шли непрерывные работы, а после регистрации торговой марки «Мини», было объявлено о начале производства первой модели марки. Однако старт продаж был отложен на несколько месяцев, из-за того, что потребовалось длительное время на создание большого запаса экземпляров Мини для дилеров по всей Великобритании. Под капотом модели расположился 0,8-литровый силовой агрегат, разработанный еще одной фирмой в составе компании «Бритиш Мотор» – «Моррис», которая так же наладила производство автомобилей марки «Мини» на своих заводах под именем «Моррис Мини Минор».

Продажи автомобилей «Мини» стартовали в августе 1959 года, а за 5 месяцев было реализовано более 20 тысяч экземпляров Мини. Однако первые партии так же продемонстрировали инженерам компании целый ряд технических недоработок, которые пришлось решать, внося изменения по ходу финальной предпродажной подготовки. Впрочем, с 1960 года еженедельно выпускалось более 3 тысяч экземпляров Мини еженедельно, а на волне успеха Леонард Лорд приступил к созданию дилерской сети «Мини» в Индии, а так же поручил конструкторскому бюро своей компании начать новый проект.

В 1961 году, братья Куперы, руководители одноименной команды Формулы-1, представили свою версию сверхпопулярного Мини, оснастив его более мощным силовым агрегатом. Автомобиль получился весьма успешным, а Mini Cooper в модификации S, представленной в 1963 году стал принимать участие в чемпионате мира по ралли, на правах болида новообразованной команды «Cooper». Уже на второй год участия была одержана победа в самой престижной кузовной гонке – ралли Монте-Карло, а в 1966 году Мини Купер стал чемпионским автомобилем, позволив своим гонщикам одержать 6 из 7 возможных побед на трассах Чемпионата Мира по Ралли.

В 1966 году в состав «British Motor Corporation» вошла фирма «Jaguar». Инженеры компании «Ягуар» были направлены в конструкторское бюро «Мини», где приняли участие в работе над новой моделью Мини Клабман. Стоит отметить, что благодаря выходу ряда модификаций Мини, общее количество экземпляров превысило 1 миллион в 1969 году. Однако из-за серьезного оттока средств из самого успешного и прибыльного проекта «BMC», модернизация автомобилей «Мини» была полностью прекращена. В 1986 году с конвейера сошел пятимиллионный экземпляр Мини. Впрочем, на этом закончилась оригинальная история компании «Мини,» которая входила в состав концерна «Ровер» до 1994 года, после чего перешла под контроль немецкой марки «БМВ».

Через 6 лет, после раздела марки «Land Rover», когда «БМВ» продала американскому концерну «Форд» внедорожное подразделение, встал вопрос о том, как следует поступить с успешным, но забытым брендом «Мини». Руководство баварской компании приняло решение возродить фирму, а заодно протестировать новые наработки. Первой моделью компании «Мини», переехавшей обратно в Великобританию, стала модель Мини Купе в 2001 году, оснащенная 1,6 литровым силовым агрегатом мощностью 115 лошадиных сил.

Далее последовала целая гамма автомобилей Мини, которые по-прежнему пользовались спросом на европейском автомобильном рынке. На волне успеха было решено начать поставки в 2004 году автомобилей Мини в Соединенные Штаты Америки, Россию и Китай. Однако наличие множества модификаций одной модели, пусть и сверхуспешной, не радовали руководство материнской компании, что привело к началу работы над первым полноприводным Мини.

Так в 2010 году был представлен Мини Кантримэн, построенный на базе БМВ Х3 первого поколения. Помимо оригинального дизайна в стиле классических автомобилей Мини и яркой палитре цветов кузова, было решено сохранить техническую составляющую от Х3. Под капотом расположился 1,6-литровый силовой агрегат, мощностью в 122 и 164 лошадиных силы. Кроме того, компания «Мини» стала принимать участие в ралли-рейде Париж-Дакар, завоевав в 2012 году свой первый титул, и защитив звание лучшего полноприводного кроссовера в 2013 году.

В 2012 году компания «Мини» обзавелась своим собственным тюнинг-ателье, получившим название Купер. Так постепенно модельный ряд пополнился модификациями каждой из версий Мини в исполнении Купер, которая разрабатывала оригинальный аэродинамический обвес, а так же модернизировала существующие силовые агрегаты совместно с мотористами БМВ.

В 2013 году компания продолжила развитие в нескольких направлениях – гонки, серийное производство и проведение турниров. Кроме того, желая расширить границы влияния, она наладила поток новых моделей в Китай. Осенью компания осуществила трехдневное турне своих новинок по основным городам мира: Лондону, Лос-Анджелесу и Шанхаю.

В начале 2014 года объявили о прекращении существования с 2016 года Mini Paceman и Countryman в Австрии. Это вызвано завершением действия контракта между Мини и БМВ. Однако руководство компании заверило, что производственных мощностей в Нидерландах и Англии будет вполне достаточно для стабильного производства автомобилей.

В 2015 году Мини продолжила обновление имеющегося модельного ряда и разработке новинок. Кроме того, компания как и прежде участвует в различных социальных и культурных мероприятиях, а также пробует свои силы в новых технологиях.

Just Cause 2

В 2006 году шведская компания Avalanche Studios выпустила Just Cause — sandbox-игру, главными достоинствами которой считался открытый игровой мир и способность мгновенно оседлать мотоцикл, зацепившись за него метательным крюком во время прыжка с парашютом. Вторая часть Just Cause очень похожа на первую — в идеологии и эстетике разработчики ничего менять не стали, мы по-прежнему играем за агента ЦРУ Рико Родригеса, вырывающего тропический остров из когтей очередного диктатора (маленький неприятный тип с хамелеоном на плече).

На левой руке у Родригеса — крюк на гибком тросе, за спиной — парашют (который во время полета можно раскрывать и закрывать сколько угодно раз), появились новые способности вроде умения висеть на переднем бампере движущегося автомобиля (или на шасси вертолета) и расстреливать высовывающихся из кабины врагов. Самим крюком теперь можно сцеплять вместе два любых произвольных объекта (см. нашу врезку), что открывает перед Рико фантастические возможности для хулиганства. и это самый главный апдейт в игре. В первой части крюком можно было цепляться исключительно за средства передвижения, а еще он считался отдельным видом оружия, а теперь можно одновременно и стрелять, и карабкаться. На реализацию этой гениальной идеи разработчикам потребовалось почти четыре года.

Небесный стриптиз и мир будущего

Как правило, цель миссии в JC2 находится не только далеко, но и высоко (до 2 км), а времени очень мало.

В новом архипелаге Панау три основных вида ландшафта: суровые заснеженные горы (в которых начинается игра); несколько островков, густо застроенных автомобильными развязками и небоскребами (такой микромегаполис); и, наконец, классические джунгли со всеми полагающимися лагунами, пляжами и водопадами, раскиданными по карте общей площадью в 1000 кв. километров. За обладание всем этим природным богатством (а точнее, найденной под горами нефтью) борются диктатор «Малыш» Панай, примкнувшие к нему интервенты из Китая, России и Японии и три фракции местных революционеров.

Представительница одной фракции приезжает давать задания в камуфляже и с мачете в руке, от другой выступает человек в тюрбане и с чегеваровской бородкой, от третьей — мужчина в белом костюме и огромных солнцезащитных очках. Больше фракции ничем не отличаются, задания дают очень похожие и комментируют их выполнение одинаковыми противными голосами с жутким испанским акцентом.

Да-да, охрану Паная возглавляют настоящие живые, умеющие телепортироваться ниндзя. С автоматами.

Впрочем, к заданиям и сюжету Just Cause 2 мы еще вернемся. А пока давайте попробуем понять, ради чего игра в обязательном порядке требует Windows Vista или Windows 7 с DirectX 10/10.1 (XP игра не поддерживает). Все горы и леса, громоздящиеся вокруг, настоящие и трехмерные и выглядят лишь немногим хуже, чем недосягаемые пейзажи из Battlefield: Bad Company 2. Они идеально приспособлены для наблюдения с большой дистанции.

В небесах JC2 такие облака, такая игра прорывающегося сквозь тучи солнца и такие цвета, каких не увидишь ни в одном другом виртуальном мире — может быть, в специализированных авиасимах что-то подобное и было, но никак не в экшене. Максимум, на что мы могли посмотреть в GTA 4 или Crackdown, — это на закат над небоскребами. В JC2 солнце заходит и над небоскребами, и над горными цепями, и над бескрайним океаном со всеми сопутствующими мелкими спецэффектами; разные виды туч, облаков и легкой дымки делают пребывание в воздухе куда более интересным, чем хождение по лесам и езда по автострадам. Это игра, рассчитанная на неспешное покачивание на парашюте (умело раскачиваясь, с его помощью можно преодолевать чудовищные расстояния), на аварийные посадки вдали от цивилизации, на каком-нибудь маленьком островке или в сердце джунглей, откуда вдоль реки или на угнанной джонке надо долго выбираться к ближайшему лагерю повстанцев.

Все, что связано с огнестрельным оружием, в JC2 совершенно стандартное. но многоствольный пулемет можно снять с турели и использовать как переносной.

По земле в JC2 лучше не ходить. Джунгли, фотографически убедительные при рассматривании с вертолета, вблизи выглядят скверно сделанным нагромождением полигонов, а в движке много условностей: например, когда начинается дождь, тучи скрывают солнце и на экране старательно рисуются вертикальные полоски, но дорога под колесами автомобилей остается прискорбно сухой и даже не пытается поблескивать — хотя, казалось бы, DirectX 10.

К счастью, в игре хватает альтернативных способов перемещения. Можно угнать вертолет, можно самолет, а главное — есть крюк и парашют, при помощи которых в JC2 можно очень быстро перемещаться во всех трех измерениях. Любой наблюдаемый объект в игре — осязаемый. Если в GTA 4 пролетающие над городом самолеты выполняли чисто декоративную функцию, то в JC2 любой летательный аппарат можно догнать, зацепить крюком, запрыгнуть на борт и выкинуть пилота из кабины. В игре даже есть стрип-клуб на дрейфующем в полутора километрах над землей дирижабле — добираться до него, кстати, приходится своим ходом.

Сообщается, что суд Линча получил свое название в честь нескольких лиц — Чарльза и Уильяма Линчей, действовавших более или менее независимо друг от друга. Приговор, как правило, приводился в действие либо через повешение, либо через сожжение на костре. Известно также, что по состоянию на 2008 год в компании Avalanche Studios было 77 человек. Сколько среди них было людей с фамилией Линч — неизвестно, но сотрудники компании придумали как минимум вдвое больше способов разделаться с человеком при помощи веревки

Самый простой способ — дернуть к себе охранника на манер Скорпиона из Mortal Kombat.

А вот это уже прием Бэтмена: один конец крюка крепится к врагу, а другой — к потолку.

Еще можно подсоединить двух охранников друг к другу. Так в истории супергероев не извращался, кажется, никто.

Ковбойский способ: один конец — к охраннику, другой — к автомобилю, жмем на газ.

Тишина за Рогожской заставою

Игровой мир JC2 огромный, разнообразный и (при особой погоде, в особое время суток и в высших слоях атмосферы) беспрецедентно красивый. но его никак не назовешь живым или интересным. Место действия — либо огромные безлюдные участки островов, где игрок действует совершенно один, либо мелкие населенные пункты с вялым движением, парой прохожих, символизирующих мирное население, и бестолковой военной полицией на мотоциклах и джипах с пулеметами. Вот типичный очаг цивилизации, увиденный в JC2 после долгих блужданий по джунглям: два ржавых грузовика, бензоколонка и уходящая в бесконечность автострада.

Умение стрелять, вися на автомобиле в неудобном положении, в JC2 не очень нужно (гораздо проще принайтовать преследователей крюком к ближайшей свае). Но смотрится красиво.

Ближе всего по размеру и разнообразию карты к JC2 лежит GTA: San Andreas, в котором тоже нужно было летать на самолетах, прыгать с парашютом и преодолевать огромные расстояния на автомобилях и мотоциклах. Но вспомните, сколько разных занятий и мини-игр было предусмотрено в San Andreas между миссиями! Более того, в GTA хотя бы были радиостанции, скрашивающие утомительные перегоны из города в город. В JC2 по радио передают только коммюнике тоталитарного правительства.

Вполне возможно, что реальная жизнь на тропических островах со свирепой военной диктатурой выглядит именно так, но это пустой, пассивный и безразличный к нашим вмешательствам мир, в котором есть только один способ привлечь к себе внимание — взрывать все увиденные мелкие, средние и крупные емкости с горючим и правительственные объекты вроде радарных тарелок и статуй диктатора. Если не хотите взрывать, можно захватывать базы и расширять сферу влияния дружественных повстанцев. Если не хочется захватывать базы, можно участвовать в гонках на всех известных человечеству ездящих, плавающих и летающих средствах передвижения. Больше никаких развлечений в JC2 не предусмотрено.

Во время массовых боевых действий с товарищами по фракции становится очевидным, до чего в игре убогий AI.

Раз не получилось с проработкой бытовых деталей, игрока можно взять другим — раскрывать ему его же возможности постепенно, как это делается в Prototype, Darksiders или Batman: Arkham Asylum. Игрок непрерывно обрастает новым оборудованием и способностями, и играть интересно потому, что по мере прохождения становишься все более могущественным. В JC2 все способности открыты с первой миссии — у вас с самого начала есть парашют, крюк и умение цепляться им за объекты. Разумеется, к десятой миссии вы и с крюком, и с объектами наиграетесь до степени отвращения.

Итого: мы находимся в открытом мире, где досуговый сектор развит не больше, чем на карте из военного симулятора, нам смертельно надоело взрывать топливопроводы, захватывать военные базы и летать на самолете сквозь огненные кольца, никаких новых сверхспособностей не предвидится. а впереди еще 97% игры.

Меня зовут Экстрим

Когда напарника нет, приходится бросать руль, лезть на крышу и садиться за пулемет самостоятельно.

Минимальное развитие персонажа в JC2 все-таки присутствует (в первой части не было и такого): за выполненные миссии и собранные бонусы открываются новые виды оружия и транспорта, которые можно купить на черном рынке (точнее, у прилетающего на вертолете агента ЦРУ). И оружие, и средства передвижения можно апгрейдить. Приятно, что в любой момент к твоим ногам могут положить проапгрейженную ракетную установку, а транспортный парк снимает проблемы с путешествиями в отдаленные необследованные сектора (до этого приходилось красть машину, ехать до ближайшего аэропорта и угонять там самолет). Но это все-таки далеко не те бонусы, открытия которых можно с нетерпением ждать или которые могут повлиять на геймплей и развеять смертельную скуку.

Если вам нравится серия Tony Hawk’s Pro Skater и прочие симуляторы экстремальных видов спорта, то в JC2 можно развлекаться самостоятельно, без помощи разработчиков. Наличие крюка, парашюта, скоростных автомобилей и летательных аппаратов в одной игре позволяет творить совершенно умопомрачительные трюки (герой к тому же в любой момент может выпрыгнуть из кабины и гордо встать на крыше несущегося во весь опор транспортного средства). Можно придумать такие экстремальные дисциплины, как «Кто ниже всех раскроет парашют?», «Кто дольше простоит на башне горящего и падающего в пропасть танка?» и «Кто больше всего раз, вовремя раскрывая и закрывая парашют, сумеет догнать сорвавшийся в пике истребитель?». Последний вид спорта вряд ли будет одобрен Международным олимпийским комитетом, зато завершается эффектным раскрытием парашюта непосредственно в момент удара истребителя о землю.

Кружок линчевания
Фазанята

На иллюстрации — тибетский улар.

Одна из группировок в Just Cause 2 называется «Парни Улара». Немногие знают, но улар (он же Tetraogallus) — это также птица из семейства фазановых, отряда куриных. Улары обитают в высокогорьях Кавказа, Южной Сибири, Малой, Средней и Центральной Азии. Различают несколько видов этих птиц. В частности, кавказский улар внешним видом и поведением напоминает домашнюю курицу, но по размерам больше ее. Является растительноядной птицей, что помогает ей выживать в высокогорном поясе. Ночуют кавказские улары на скалах и с рассветом после громкой переклички спускаются вниз на кормежку. В брачный период самцы часто бегают за самками и дерутся за них. Добившись самки, самец принимает брачную позу — приподнимает хвост и вытягивает голову вперед. Песня, которую исполняет самец, довольно сложна и длится около шести секунд. В полной кладке кавказского улара обычно находится от 5 до 8 яиц.

Если YouTube-ролики с названиями вроде «Пожарная машина против пассажирского самолета» оставляют вас равнодушным, остается только выполнять миссии. В игре два вида миссий: одни выдают повстанцы, другие продвигают вперед основной сюжет. Для доступа к тем и другим требуется набрать определенное количество «очков хаоса», для чего необходимо взрывать упомянутые выше символы диктатуры. И в чем разработчикам JC2 не откажешь, так это в умении спланировать и срежиссировать самое пустяковое задание. Во время миссий мы занимаемся примерно той же деятельностью, что и во время свободной игры: взрываем цистерны, прыгаем с парашютом и гоняем на автомобилях из точки А в точку Б. Но как это все здорово подано! Фракционные миссии обычно короткие, но от нас могут потребовать, например, взорвать вражеские истребители на взлетном поле из барабанного гранатомета, вися на крюке под брюхом дружественного вертолета. Такое не сразу забудешь.

В JC2 присутствует независимая стрельба с двух рук (по двум разным клавишам). Но патронов в игре не так много, чтобы этой возможностью можно было пользоваться.

И, усыпив нашу бдительность десятком коротких миссий, разработчики умеют преподнести коварный сюрприз: первый из запускаемых диктатором спутников мы взрываем без проблем, второй и третий — уже по таймеру, а за четвертым приходится гнаться на истребителе и расстреливать ракетами в стратосфере. Но особенно авторы постарались в сюжетных миссиях. Они длинные, со множеством чекпойнтов, абсолютно непредсказуемые. То мы сражаемся с русским генералом, засевшим на крыше отеля в собственном БТР (!), то во время рутинного патруля в океане всплывает атомная подводная лодка. Самые важные миссии происходят на территории раскиданных по островам гигантских архитектурных конструкций, так что глаз успевает отдохнуть от бесконечных джунглей, пляжей и автострад.

В Just Cause 2 порядка 40 миссий (считая и фракционные, и сюжетные), на прохождение которых (со всеми паузами и перерывами) у вас уйдет не меньше 20 часов чистого времени. Можно считать, что свои деньги игра отрабатывает: все моменты томительного бездействия скоро забываются, и в памяти остается только потрясающая миссия, в которой мы преследовали диктатора, прыгая по летящим баллистическим ракетам. Но сюжетная часть составляет ровно 25% игры. Мир JC2 не настолько живой, чтобы, пройдя основной сюжет, вам захотелось остаться в нем в качестве вольного наемника, а бонусы, которые можно собирать в отдаленных закоулках, не дадут вам никаких игровых преимуществ. У Avalanche второй раз получился неплохой сюжетный боевик. но вот остальные 75% Just Cause 2 — чистое надувательство.

Оправданность ожиданий: 70%

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Как известно, в хорошей sandbox-игре выполнение миссий откладывается на самый последний момент. В JC2, кроме миссий, просто нечем заняться.

Этапы развития менеджмента

Смотреть лекцию на: ИНТУИТ | youtube.com

Цель лекции: познакомить слушателей с основными этапами становления практики управления с позиции исторического анализа.

Всю историю развития теории и практики управления можно представить с позиции четырёх этапов:

Древний период (с 9-7 тыс. лет. до н.э. по XVIII в.) – этап накопления опыта управления.

Индустриальный период (с 1776 по 1890 гг.) – зарождение менеджмента во время промышленной революции.

Период систематизации (с 1856 по 1960 гг.) – обобщение накопленного опыта менеджмента, а также функционирование научных школ.

Информационный период (с 1960 г. по н.в.)- использование количественных методов в практике управления.

Древний период

В период с 9 по 7 тыс. лет. до н.э. был связан с накоплением опыта управления.

Такой опыт основывался на упорядочении и организации совместного труда первобытнообщинного строя. Управление осуществлялось всеми членами общины.

Руководящее начало всех видов деятельности того периода олицетворяли старейшины и вожди родов.

Примерно в 5 тысячелетии до н.э. Шумеры изобрели письменность и стали заниматься регистрацией фактов.

В древнем Египте с 4 по 2 тысячелетие до н.э. был накоплен опыт управления государством. В этот период происходит:

  • необходимость планирования, организации и контроля;
  • необходимость “честной игры”;
  • децентрализация в организации управления.

В это же время прорабатывались идеи обслуживающей прослойки управленческого аппарата.

В период с 1799 по 1750 гг. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи первым осуществил децентрализацию управления.

Основными регламентирующими правилами Хаммурапи выделил следующие:

  • Независимость и обязательность решений.
  • Исполнение обязанностей.
  • Регулирование вопросов иерархии власти.
  • Организация труда работников на поле.
  • Регулирование товарно–денежных отношений.
  • Установление минимальной заработной платы.

В качестве основных элементов контроля, Хаммурапи предложил использование свидетелей и письменных документов.

В 1491 году до н.э. евреями были сформулированы такие важнейшие концепции, как организация, планирование, руководство и контроль .

В 1100 году до н.э. в Китае в качестве важнейших функций управления признаются планирование, руководство, контроль и организация.

Нововавилонский царь Навуходоносор II посвятил себя вопросам контроля за производством и стимулированием работников через заработную плату, а в 500 году до н.э. Менциус занимался вопросами, связанными с системами и стандартами. В этот же период в Китае признаётся принцип специальности, а также необходимости такой функции управления, как организация.

400 год до н.э. был связан с именами таких философов, как Сократ, Ксенофонт, Кир. Они занимались вопросами государственного и социального обустройства. В этот период был сформулирован принцип универсальности управления, а менеджмент получает признание как особый вид искусства, при этом, процесс коммуникации считается необходимым.

В 350 году до н.э. в Греции уже используется научный метод труда и рабочего ритма. В этот же период Платон сформулировал принцип специализации.

Период с 325 по 20 гг. до н.э. был связан с такими именами, как Александр Великий. Катон, Варрон, Иисус Христос. Это было время, когда решались вопросы иерархии управления, организации управления, единоначалия и человеческих отношений.

С 284 по 1100 года н.э. Диоклетиан, Альфараби, Газали рассматривали вопросы, связанные с практической частью менеджмента, а именно: делегирование полномочий , требования к руководителю и менеджеру.

В период с 1340 по 1436 гг. приоритетными вопросами управления стали счетоводство, учёт издержек, обработка статистической отчётности, контроль материальных запасов.

В период с 1500 по 1767 гг., который явился завершением данного хронологического этапа управления, охарактеризовался исследованиями Сэра Томаса Мора, который занимался вопросами усиления специализации, анализа проблем руководства; Николо Макиавелли, посвятивший себя исследованиям принципов массового согласия, целеустремлённости в организации и определение качеств руководителя; Сэр Джеймс Стюарт, занимавшийся вопросами истоков власти, исследованием влияния автоматизации.

Период индустриализации

Индустриальный период ознаменован появлением трудов А. Смита, который проанализировал различные формы разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства; Р. Оуэна, провозгласившего гуманизацию управления производством, необходимость обучения, улучшение условий труда.

То, что мы сегодня называем менеджментом, появилось ещё во времена промышленной революции в XIX в. Рост числа производств, и необходимость увеличения занятости больших групп людей привели к тому, что собственники предприятий уже были не в состоянии контролировать деятельность всех работников. Возникла необходимость в управленцах, которые бы могли представлять интересы собственника на местах. Для этого обучали лучших работников, которые и стали первыми менеджерами.

Индустриальный период характеризуется заменой ручного труда, а также фабричной системой производства.

Фабричная система – система производства, широко внедренная после промышленной революции и характеризующаяся созданием все более крупных предприятий, позволяющая применять новые природные источники энергии, расширять разделение труда и вводить более полный контроль над процессом труда.

Разделение труда – один из главных принципов организации производственных процессов, предполагающий дифференциацию и специализацию трудовой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профессионализацию работников и их групп, специализирующихся в определенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений.

Массовое производство – крупносерийное поточное производство, ставшее возможным в результате замены ручного труда машинами, специализации производственных операций и разделения труда.

В 1776 году Адам Смит провёл анализ различных форм разделения труда, а также дал характеристику обязанностей государя и государства. Также А. Смит занимался вопросами контроля и расчёта оплаты труда.

В 1785 году Томас Джефферсон первым обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей.

Эли (Илай) Уитни в 1799 году заложил основы организации массового производства в машиностроении. Его научными и практическими интересами стали также вопросы, связанные с исчислением себестоимости, контролем качества, взаимозаменяемостью частей, а также признание интервала менеджмента.

В 1800 году Джеймс Уатт и Маттеус Бултон Сохо обратили внимание на вопросы, связанные со стандартными операциями, стандартное время и данные. Сфера социальных отношений также была ими принята во внимание, что отразилось в Рождественских праздниках для служащих, премиях, страховых обществах.

В 1810 году Роберт Оуэн использует на практике личный опыт , внедряет систему ответственности за подготовку рабочего, а также решает проблемы с жильём для рабочих.

Джеймс Милл первым обобщил опыт человеческой мотивации.

Математик Чарльз Беббидж в 1833 году разработал проект “аналитической машины” – прообраз современной цифровой вычислительный техники, с помощью которой уже тогда принимались управленческие решения.

Признание и обсуждение относительной важности и функций менеджмента было в области интересов Маршалла и Логлина.

Генри Пур в 1855 году сформулировал принципы организации, связи и информации применительно к железным дорогам, а в 1856 году Даниэль Мак-Каллум использовал организационные схемы для демонстрации структуры менеджмента. Он же применил статистический менеджмент на железнодорожном транспорте.

Практическое использование мотивационного исследование Джевонсом в 1871 году позволило определить степень воздействия каждого из факторов на продуктивность рабочего. А в 1881 году Джозеф Вартон разработал для американского колледжа курс предпринимательского менеджмента.

Период систематизации

Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменили ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении.

На рубеже XIX–XX вв. в промышленном производстве развитых стран произошли серьезные сдвиги. Так, резко возросли его масштабы и концентрация, что выразилось в появлении предприятий-гигантов, на которых численность занятых составляла тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров, применялось дорогостоящее оборудование и сложные технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технической мысли.

Изменившиеся условия потребовали такого же коренного изменения управления производством, тем более что необходимые предпосылки для обновления организации производства уже имелись – это опыт индустриального управления, накопленный в XIX столетии, и достижения в таких научных сферах, как экономика, социология, психология.

Наука конца ХIХ в. была подготовлена к значительным теоретическим обобщениям огромного фактического материала, накопленного в течение предшествующих веков и в начале ХХ в., что и создало условия для того, чтобы менеджмент приобрел профессиональный статус.

В дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики и, в конечном счете, можно представить это развитие в виде последовательно-параллельного доминирования различных школ.

XX век связан с такими именами, как Фредерик Халси, Фредерик Тейлор, Френк и Лилиан Гилбреты, Хьюго Эмерсон, Томас Эдисон, Анри Файоль, Элтон Мэйо и многими другими.

В этот период и сформировались основные школы менеджмента, которые занимались вопросами организации производства, управления людьми и процессами.

Информационный период

Данный период представлен количественной школой управления.

Информационный период связан с повсеместным внедрением компьютеров и применением математики в теории управления.

В это время разрабатывается идея системной теории, которая заключается в том, что все действия обязательно должны быть взаимосвязаны и не приниматься изолированно от других. Системный подход позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

В 70-е гг. появилась идея открытой системы, согласно которой, организация имеет тенденцию приспосабливаться к многообразной внутренней среде.

Этот же период ознаменовался появлением ситуационного подхода, суть которого состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация.

Краткие итоги

В лекции были представлены четыре хронологических этапа развития теории и практики управления. Первый этап с древнего периода характеризовался накоплением опыта и был связан с практическими вопросами управления людьми, производством. Этап индустриализации уже характеризуется развитием научного подхода к менеджменту. В период систематизации начинают формироваться научные школы, которые прорабатывают технологии менеджмента на основе всего управленческого опыта, накопленного человечеством. В информационный период разрабатывается идея системного подхода.

Источники:
http://wiki.mvtom.ru/index.php/%D0%AD%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%8B_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8
http://studopedia.ru/7_167449_osnovnie-etapi-razvitiya-menedzhmenta.html
http://auto.vercity.ru/catalog/auto/mini/history.htm
http://www.igromania.ru/article/17207/Just_Cause_2.html
http://www.intuit.ru/studies/courses/639/495/lecture/11203
http://carobka.ru/cars/history/mini/

Ссылка на основную публикацию